Распоряжением от 13 февраля 2019 г. № 207-р Правительство РФ утвердило «Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Документ в целом довольно скучный и совершенно оторванный от реальной жизни, но он наглядно показывает, что представления наших властей о перспективах развития лесного хозяйства находятся в лучшем случае на уровне первой половины прошлого века.
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
Для конкретных субъектов РФ Стратегия выделяет так называемые «перспективные экономические специализации» и «неперспективные, но критически важные для экономики». В число таких специализаций входят, в числе прочего, «лесоводство и лесозаготовки». По тому, для каких регионов эта специализация является «перспективной» или «неперспективной», видно, что авторы стратегии рассматривают лес именно как месторождение бревен, место для добычи древесины, но не для ее выращивания.
В субъектам РФ, для которых «лесоводство и лесозаготовки» входят в число «перспективных экономических специализаций», отнесены главным образом регионы с большими площадями лесов, исходно, по природным условиям, обладавшие большими запасами хозяйственно ценной древесины — такие, как, например, Бурятия, Карелия, Коми, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Архангельская область, Иркутская область, Свердловская область, Томская область и т.д. К этой же группе отнесены некоторые субъекты РФ, в которых площади лесов огромны, но суровые природные условия практически не оставляют шансов на реальное воспроизводство ценных лесов в сколько-нибудь разумные сроки после рубки, и делают промышленное лесопользование заведомо одноразовым — например, Якутия, Камчатка. И сюда же включены некоторые регионы, где пожарами уже уничтожается столько же древесины, сколько прирастает, или даже больше, и где по этой причине в принципе невозможно неистощительное и рассчитанное на сколько-нибудь долгосрочную перспективу лесопользование — например, Забайкальский край, Амурская область.
А вот к субъектам РФ, для которых «лесоводство и лесозаготовки» входят в число «неперспективных, но критически важных для экономики специализаций», отнесены некоторые регионы, обладающие хоть и не самыми большими площадями лесов и исходными запасами древесины, но по своим лесорастительным условиям очень подходящие для интенсивного лесовыращивания — Псковская область, Тверская область. При этом для абсолютного большинства некрупных регионов лесостепной зоны и юга лесной, где природные условия также очень подходят для интенсивного лесовыращивания, и где лесоводство имеет огромное значение для сельского развития, оно не попало ни в «перспективные», ни в «неперспективные, но критически важные для экономики» специализации.
Похожее, хотя и не столь ярко выраженное, распределение регионов по «перспективным» и «неперспективным» наблюдается и для деревообработки и бумажной промышленности.
Таким образом, согласно представлениям Правительства РФ о пространственном развитии страны на ближайшие шесть-семь лет, лесная отрасль по-прежнему должна ориентироваться скорее на «освоение» лесов и добычу той древесины, которая в них уже есть (или кажется, что есть), чем на специальное выращивание этой древесины в регионах с наиболее подходящими для этого землями и природными условиями. Это значит, что если лесной сектор нашей страны будет развиваться в полном соответствии с этой стратегией — он просто отстанет в своем развитии еще на шесть-семь лет от мировых тенденций и от стран с наиболее развитым или быстрее всего развивающимся лесным хозяйством.