Правительство РФ утвердило новую редакцию госпрограммы развития лесного хозяйства до 2020 года

 

Официально опубликовано постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 года № 370 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 — 2020 годы», которым утверждена новая редакция этой госпрограммы. Ссылка на официально опубликованный документ:

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 № 370 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 — 2020 годы»

С предыдущими редакциями госпрограммы можно ознакомиться в разделе лесной фантастики:

Лесная фантастика: концепции, стратегии, планы, прогнозы развития лесного сектора

Новая редакция госпрограммы приведена в соответствие с федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», которым предусматривается увеличение финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета. Фактически не госпрограмма определяет, что и как должно финансироваться из федерального бюджета для развития лесного хозяйства, а наоборот — финансирование определяется бюджетом, а госпрограмма просто подгоняется под него.

Насколько госпрограмма серьезна, можно судить, например, по прописанным в ней ожидаемым результатам реализации программы для третьего этапа (2018-2020 годы). В новой редакции эти результаты сформулированы так:

«В результате реализации III этапа Программы предполагается: сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента; сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 48,7 процента; достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 34,1 процента».

Из четырех ожидаемых результатов два имеют прямое отношение к лесному хозяйству, но в настоящее время в нашей стране отсутствуют способы измерения их с точностью, необходимой для оценки результатов выполнения государственной программы; остальные два измеримы, но не имеют прямого отношения к лесному хозяйству.

Измерить лесистость территории Российской Федерации и долю площади ценных лесных насаждений с точностью до десятых долей процента, и даже до первых процентов, в настоящее время невозможно. Средний возраст материалов лесоустройства (основного классического источника информации о лесах) составляет сейчас около 22-23 лет, и продолжает увеличиваться — по данным такого возраста судить о нынешней лесистости и нынешней доле ценных лесных насаждений невозможно. Создать альтернативный источник информации о лесах — систему государственной инвентаризации лесов — пока не получилось, и до окончания действия госпрограммы точно не получится. Главное официальное хранилище лесной информации — государственный лесной реестр — представляет собой лишь информационный компост, полученный из данных разного возраста и разного качества, имеющих очень условное отношение к действительности.

Платежи в бюджетную систему и доля использования расчетной лесосеки зависят в первую очередь от административно назначаемых минимальных ставок платы за пользование лесами и экономической ситуации в российской лесной промышленности. От развития собственно лесного хозяйства это практически никак не зависит.

Таким образом, новая редакция госпрограммы развития лесного хозяйства (как, впрочем, и все предыдущие ее редакции) представляет собой сугубо формальный документ, изображающий, что выделяемые из федерального бюджета деньги тратятся не абы как, а программно-целевым методом. К развитию лесного хозяйства эта госпрограмма почти никакого отношения не имеет, и на то, что происходит и будет происходить в российских лесах в ближайшие три года, практически никак влиять не будет.

 

http://www.forestforum.ru/