Поправки, внесенные в Лесной кодекс РФ федеральным законом от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ, предусматривающие возможность заготовки древесины по договорам купли-продажи субъектами малого и среднего предпринимательства, формально вступили в силу с 1 октября 2015 года, но фактически до сих пор не работают. Причина — в отсутствии необходимого подзаконного акта (Методики расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов). Методика, согласно вышеуказанному закону, должна быть утверждена Правительством РФ — но пока она не утверждена, и пока даже приблизительно не известно, когда она может быть утверждена.
Идея разрешить субъектам малого и среднего предпринимательства заготавливать древесину по договорам купли-продажи — совершенно правильная. Она направлена как на формирование более конкурентной среды в лесном секторе, так и на поддержку небольших местных предприятий, обычно играющих большую роль в обеспечении работой населения лесных деревень и поселков. Увеличенная с учетом затрат на охрану, защиту и воспроизводство лесов плата теоретически могла бы еще и обеспечить дополнительное финансирование лесного хозяйства — но пока вопрос о целевом использовании дополнительных денег законодательно не решен, и с большой вероятностью они могут просто «раствориться» в региональных бюджетах. Впрочем, даже без законодательного решения этого вопроса заготовка древесины субъектами малого и среднего предпринимательства по договорам купли-продажи в целом имеет смысл как мера социально-экономической поддержки лесных деревень и поселков.
Эта идея не нова. До введения Лесного кодекса РФ 2006 года заготовка древесины без долгосрочного предоставления лесных участков (так называемое «краткосрочное пользование») широко практиковалась по всей стране. Отмена краткосрочного пользования стала одной из причин резкого сокращения занятости в российском лесном секторе после введения нового Лесного кодекса, нарастания нищеты и социального неблагополучия в лесных деревнях и поселках. С тем, что краткосрочное пользование нужно возвращать, были согласны практически все заинтересованные стороны — органы лесоуправления, лесопользователи, неправительственные организации и другие. В условиях нарастающего кризиса возвращение краткосрочного пользования становится еще более актуальным — в том числе как антикризисная мера, позволяющая несколько сгладить сокращение занятости в лесном секторе.
Теперь краткосрочное пользование лесом «на бумаге» возвращено (с ограничениями и дополнительными условиями, в целом правильными), одна из важных ошибок законодателей исправлена. Но фактически его по-прежнему нет из-за медлительности правительства, не спешащего с принятием необходимых подзаконных актов.
* * *
Ссылки на предыдущие сообщения об этом законе: