Деловую программу XIX Международной выставки «Российский лес» открыло пленарное заседание «Перспективы развития лесного комплекса России». Приветственное слово к участникам заседания произнес заместитель губернатора Вологодской области Николай Гуслинский.
— С большим удовольствием я приветствую гостей, особенно тех, кто стоял у истоков выставки «Российский лес». Эта выставка и данное пленарное заседание могло состояться только при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства, мы очень плотно работали над программой, чтобы сделать ее интересной и актуальной. Нам очень приятно, что именно на вологодской земле мы сможем отработать, в том числе практически, аспекты введения нового Федерального Закона № 415, с помощью которого мы открываем совершенно новые отношения в обороте лесоматериалов в России, — отметил Н. Гуслинский.
Модератор заседания — заместитель генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» Александр Мариев обозначил перечень рассматриваемых в ходе заседания вопросов. Среди них: укрепление и развитие федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), обеспечение пожарной безопасности в лесах, развитие лесопромышленного комплекса и меры государственной поддержки.
Ведущий предоставил возможность высказаться по первому вопросу заместителю руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, секретарю Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации Михаилу Клинову.
Михаил Клинов, в первую очередь рассказал о хронологии событий, которые в последнее время дали очень мощный стимул развитию лесного хозяйства. Апогеем большой проведенной работы стало принятие и постепенное вступление в силу 415-ФЗ «Об учете древесины и сделок с ней».
— Это документ, над которым мы очень долго работали, пока он был в виде законопроекта, и сейчас, когда он уже стал законом, продолжается работа по разработке и согласованию нормативно-правовых актов в его развитие, — сказал М. Клинов. — Что касается лесного надзора как такового, то простым увеличением численности инспекторов, как часто предлагают, цели не достичь.
Сегодня в стране примерно 20 тысяч инспекторов, а были годы, когда леса патрулировали 120 тысяч. Значит ли это, что лесную охрану надо увеличить шестикратно? Конечно, нет, ведь жизнь идет вперед, появились технические средства, облегчающие процесс контроля, в том числе — беспилотные аппараты. Здесь есть к чему стремиться — технически вооружить инспекторов, а не заставлять их мерить ногами бескрайние просторы, — отметил Михаил Клинов.
— Кроме того, — сообщил Михаил Клинов, — главное направление изменения законодательства в этой части — создание системы сквозного надзора, которая позволит участвовать в процессе всем, начиная с лесных инспекторов в лесничествах, в органах управления лесами регионов, департаментов по федеральным округам и заканчивая федеральным агентством.
Еще одно направление можно обозначить как межведомственное взаимодействие. Оно охватывает территориальные органы МВД и прокуратуры, теперь к ним добавилась Федеральная служба судебных приставов и Совет безопасности.
Модератор заседания Александр Мариев углубил мысль М. Клинова. Действительно, вопрос лесной охраны очень комплексный, он не решается в одно действие, очень важно выстроить систему уравнений. И тут реально может помочь 415-й Федеральный Закон.
— Если мы привыкли, что лесной надзор, лесная охрана — это непосредственный контакт с нарушителем возле пня, то в комплексе мероприятий важно создать экономические ограничения и сделать невозможной саму продажу незаконно заготовленной древесины. И сейчас, когда закон последовательно вводится, результаты мы уже видим, количество серых схем стало значительно меньше. Более того, он позволяет от системы советских взаимоотношений перейти к рыночным. Для бизнеса это не только ограничения — предоставить сведения, куда уходит древесина, кто купил, но и близкая перспектива эволюции лесного законодательства — перехода на платежи за пользование лесом по факту заготовки древесины. До сих пор такого основания в Лесном кодексе просто не было, — рассказал А. Мариев.
По мнению Александра Мариева, очень важно, что в последние 2-3 года мы видим процесс эволюционного изменения лесного законодательства, когда нормы принимаемых законов вступают в действие шаг за шагом, их вступление растянуто во времени, чтобы все стороны могли адаптироваться кновым правилам.
Второй вопрос заседания — пожарную безопасность — участники заседания рассмотрели в контексте глобального изменения климата.
— У нас уже не пожароопасный период, а пожароопасный год, — одной фразой очертил ситуацию Михаил Клинов и напомнил на всякий случай, что первый лесной пожар уходящего 2014 года случился 4 января в Приморье.
По мнению заместителя главы Рослесхоза, подход к вопросу надо менять в соответствии с климатическими реалиями. Тут разумно было бы зонировать всю территорию страны, чтобы определиться, где, сконцентрировав силы и средства, тушить лес, а где — нет, ограничившись защитой людей и инфраструктуры. Понятно, что речь идет в первую очередь о труднодоступных регионах. Но, в любом случае, в связи с тем, что большая часть лесных пожаров возникает по причине человеческой небрежности, с людьми нужно работать, активно проводить профилактические просветительные мероприятия, чем непременно должны заниматься как органы управления лесами в регионах, так и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с необходимостью детальной проработки вопроса зонирования территории страны, в 2015 году схема реагирования и применения сил и средств для тушения лесных пожаров меняться не будет, а в 2016-м, вполне вероятно, начнет действовать порядок, основанный на зонировании.
По третьему обсуждаемому вопросу — развитие лесопромышленного комплекса и меры государственной поддержки — модератор заседания предоставил слово генеральному директору ГНЦ ЛПК, члену Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации Владимиру Кондратюку. По экспертной оценке, сообщил директор ГНЦ лесопромышленного комплекса, в России внутреннее потребление пиломатериалов составляет примерно 10-12 млн кубических метров в год:
— Это ничтожно мало! Для России — все равно, что ничего! В советские времена страна потребляла 65 млн кубометров. И, конечно, главная задача — создание внутреннего рынка пиломатериалов. При реализации программы деревянного домостроения он вырастет на 25-30 млн кубов. Вот где резерв! Если эту проблему решим — решим и проблему развития нашей отрасли, — заявил В. Кондратюк.
Еще проблема — за 30 лет в стране не построено ни одного целлюлозно-бумажного комбината. Последним на закате социализма стал Усть-Илимский ЦБК. Такое положение вещей В. Кондратюк считает невозможным.
— Китай за это время нарастил объем производства целлюлозно-бумажной продукции с 4 млн тонн до 84 млн. тонн. Мы можем построить десяток ЦБК с общим объемом производства 1 млн тонн, и все уйдет на внутренний рынок, где огромный спрос. Новые ЦБК — это импортозамещение и одновременно утилизация низкосортной древесины, которую не знаем, куда девать, в том числе, и на Северо-Западе. Так что, в Вологодской области — однозначно строить, — высказал свое мнение Владимир Кондратюк.
Член Общественной палаты Российской Федерации, директор некоммерческого партнерства «Лесной союз» Виктор Грачев высказался о необходимости «точечного вливания» в инфраструктуру.
— Что необходимо? Земля, вода, транспорт, лес. Это залог развития крупного бизнеса, — заявил В. Грачев.
Михаил Клинов обратил внимание представителей малого бизнеса и органов исполнительной власти на необходимость активного участия в обсуждении проектов нормативно-правовых актов на едином портале. На сегодняшний день много документов после их принятия вызывают вопросы. Чтобы этого не допустить, нужно эти проекты изучать и активно обсуждать.
В заключение эксперты ответили на ряд вопросов из зала.