Правительство Забайкальского края хочет организовать в приграничном поселке городского типа Забайкальск два лесных терминала общей стоимостью около шести миллиардов рублей. Соответствующие изменения предполагается внести в государственную программу «Экономическое развитие Забайкальского края», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220 — проект постановления об этом размещен на официальном сайте краевого правительства (ссылка).
Терминалы планируется строить за счет внебюджетных источников. Проектов два: «Организация специализированного комплекса «Лесной Терминал» в пгт. Забайкальск, Забайкальского края» (ООО «Забайкальский лесной терминал», предполагаемый объем инвестиций — 2 млрд. руб., ожидаемое количество новых рабочих мест — 731, ожидаемый срок ввода в эксплуатацию — 2020 год), и «Организация универсального терминально-логистического комплекса в пгт. Забайкальск, Забайкальского края» (ООО «ЗТГ Инвест», предполагаемый объем инвестиций — 4 млрд. руб., ожидаемое количество новых рабочих мест — 254, ожидаемый срок ввода в эксплуатацию — 2022 год).
Экономический смысл строительства этих терминалов непонятен. Сколько-нибудь значительных лесных ресурсов в двухсоткилометровых окрестностях Забайкальска нет — это степная зона, леса занимают очень небольшие площади, и даже те, что есть, быстро деградируют под воздействием массовых весенних травяных палов. Через Забайкальск проходят огромные экспортные потоки древесины и лесной продукции низкой степени переработки, экспортируемой из России в Китай, и в обратном направлении — также немалые потоки лесной продукции более высокой степени переработки, экспортируемой из Китая в Россию и европейские страны. Китайский приграничный город Маньчжурия на протяжении последней четверти века очень быстро рос и развивался именно благодаря приграничной торговле, в том числе лесной. Но это отнюдь не означает, что вблизи пункта пропуска через российско-китайскую границу Забайкальск — Маньчжурия сложились какие-то особенно благоприятные условия для переработки российской древесины, и что если в Забайкальске построить такие же лесные терминалы, как в Маньчжурии, лесной бизнес вдруг волшебным образом перенесется на десяток километров к северу. Возить древесину за сотни километров в приграничный поселок, чтобы там переработать и потом везти продукцию переработки в обратном направлении — бессмысленно; конкурировать с китайскими переработчиками древесины на их рынке — вряд ли возможно. Создавать логистические и перерабатывающие комплексы в богатых лесом районах — смысл есть, но Забайкальск и его окрестности к таким районам точно не относятся, да и в целом леса Забайкальского края пожарами и бессистемными рубками доведены уже до такого состояния, что в ближайшие десятки лет вряд ли можно рассчитывать на серьезное развитие лесного сектора в этом субъекте РФ. Возможно, в строительстве забайкальских лесных терминалов есть какой-то совсем далекий и от экономики, и от леса смысл: то ли закрепление китайских интересов на российской территории, то ли освоение каких-то внезапно забивших фонтанчиков бюджетных денег, то ли еще что-нибудь подобное.
Но поскольку отечественные чиновника обычно не несут никакой ответственности за утверждаемые ими фантастические инвестпроекты — скорее всего, предлагаемые властями Забайкальского края изменения госпрограммы будут утверждены, и проектам лесных терминалов в Забайкальске будет дан зеленый свет. Предполагаемая почти тысяча рабочих мест, скорее всего, никогда не появится — но как минимум горстка приближенных к реализации этих проектов чиновников сможет за счет них какое-то время неплохо существовать. Ничто так не кормит и не греет отечественного чиновника, как красивые обещания с далекими сроками реализации.