Очередной очень странный «пилотный» проект по контролю за оборотом древесины стартует в 2017 году в Иркутской области. Органы управления лесами не готовы признавать реальные масштабы незаконных рубок в Иркутской области, но собираются с этими рубками самозабвенно бороться методом «удвоения ЕГАИС» (создания региональой системы контроля за оборотом древесины, дублирующей или дополняющей федеральную Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней — ЕГАИС УД).
Отраслевой опыт показывает, что эффективно бороться с непризнанным злом (проблемой, реальные масштабы и причины которой власти не признают и признавать не хотят) невозможно. Ложная исходная информация о масштабах и причинах бедствия приводит к принятию ложных, ошибочных и неэффективных решений. С незаконными рубками в Иркутской области ситуация именно такая: если исходить из приведенных на пресс-конференции по поводу нового проекта данных, «за 2016 год и часть 2015 года в регионе было незаконно заготовлено 1,1 млн кубометров леса». Это значит, что доля незаконных рубок в общем объеме заготовки древесины в регионе не превышает 3% (в 2015 году учтенный объем «законных» рубок в Иркутской области составил 34,2 миллиона кубометров, данных за 2016 год пока нет). 3% — это, конечно, существенно выше официальной доли незаконных рубок по всей стране (в пределах процента) — но все равно это настолько низкий показатель, что если бы он был правдивым, Иркутская область входила бы в число наиболее благополучных по охране лесов от воровства крупных лесных регионов мира.
Реальные масштабы незаконных рубок по Иркутской области оценить трудно. В целом по стране реальная доля незаконных рубок оценивается примерно в 20-25%, в Иркутской области она явно выше среднего — в силу как ориентации региона на всепожирающий китайский рынок, так и очевидной слабости региональной власти. Даже если исходить из средних оценок для страны, объемы незаконных рубок в Иркутской области должны составлять 7-8 миллионов кубометров в год, а в реальности они, возможно, составляют не менее 10 миллионов. Это уже принципиально иные масштабы, чем те, которые попадают в официальную статистику, с принципиально иным ущербом и прочими последствиями.
Но это отнюдь не означает, что излишне заготавливаемые 7, 8 или даже 10 миллионов кубометров древесины в том же объеме появляются на дорогах общего пользования и попадают на пункты приема древесины. Лесопользователям, особенно лесоэкспртерам, нужна далеко не всякая древесина. Полный сбыт имеет только крупный и средний хвойный пиловочник — высококачественная крупная древесина, используемая для производства пиломатериалов и тому подобной продукции. Деловая древесина худшего качества (мелкий пиловочник, балансы, идущие на производство бумаги) имеет ограниченный спрос, разный в разных районах области — значительная часть этой древесины просто бросается или сжигается на местах рубки. Платежеспособный спрос на дровяную древесину очень мал и локален — эта древесина преимущественно бросается или сжигается. В результате в отходы еще до вывоза из леса идут десятки процентов от общего объема заготовленной древесины — больше, чем рубится в регионе незаконно по самым нескромным оценкам. За счет этого при колоссальных объемах незаконных рубок вывозится из леса, экспортируется или перерабатывается в Иркутской области примерно столько же древесины, сколько ее может быть заготовлено в соответствии с разрешительными документами.
Фактически незаконные рубки ведут не к увеличению общего оборота древесины после ее вывоза из леса, а к изменению ее качественного состава: поступление высококачественной древесины от воровских рубок компенсируется потерями низкокачественной древесины от рубок разрешенных, при этом общий объем оборота древесины принципиально не меняется. При такой ситуации контроль за общим оборотом древесины существенно помочь не может — «черные лесорубы» и их клиенты, за исключением разве что самых неграмотных и самых невезучих, легко могут легализовать свою продукцию еще до вывоза на основные магистрали, и уж тем более до ее поступления на пункты приема древесины. Контролировать же качественный состав заготавливаемой и вывозимой древесины государство не может, пока лесные ресурсы предоставляются пользоватям в очень примерном количестве — по материалам древнего лесоустройства «времен царя Гороха», чаще всего изначально не очень качественного, да еще и устаревшего на десятки лет.
Ссылка на сообщение о пресс-конференции по поводу новой системы:
Иркутская область приступила к реализации пилотного в РФ проекта по маркировке древесины — власти