По данным, собранным Генеральной прокуратурой с органов исполнительной власти субъектов РФ, за прошедший период 2016 года «предварительный ущерб, причиненный в результате лесных пожаров, составляет 21,8 млрд рублей, в том числе затраты на тушение — 19,3 млрд рублей». Эти оценки представляются явно заниженными, поскольку в том же самом сообщении Генпрокуратуры говорится, что «площадь, пройденная огнем, превысила 1 млн га» — в то время как реальная площадь, пройденная лесным пожарами на землях всех категорий, по данным дистанционного мониторинга составила за первое полугодие 2016 года около 4,7 миллионов гектаров. Если бы субъектами РФ для расчета ущерба брались не заведомо «липовые» данные о лесных пожарах (по многим наиболее пострадавшим регионам), а реальные или близкие к реальным — размер рассчитанного ущерба был бы гораздо большим.
Как бы то ни было, даже официально рассчитанный ущерб, причиненный лесными пожарами с начала года (то есть примерно за первое полугодие), уже превысил доходы федерального бюджета от использования лесов за весь 2015 год, и почти сравнялся с доходами консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ. По данным Федерального казначейства, плата за использование лесов в федеральный бюджет за весь 2015 год составила 17,7 миллиардов рублей, а в бюджеты субъектов РФ (всех в сумме) — 6,6 миллиардов рублей.
При этом в рамках предусмотренной действующим законодательством системы борьбы с лесными пожарами, через лесные субвенции субъектам РФ, собстввенник лесов — Российская Федерация — тратит на борьбу с пожарами несравнимо меньшие суммы. В частности, расходы на охрану лесов от пожаров за весь 2015 год составили 6,5 миллиардов рублей, а за первый квартал 2016 года (важный с точки зрения профилактики пожаров и подготовки к пожароопасному сезону) — 0,64 млрд. руб.
Получается, что катастрофическое недофинансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий (а они финансируются в целом примрено на одну пятую от потребности, а по сибирским и дальневосточным регионам — в лучшем случае на одну десятую), в конце концов оборачивается колоссальными потерями.
Ниже приводится сообщение Генеральной прокуратуры о совещании по поводу прохождения пожароопасного сезона 2016 года (ссылка).
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации обсуждены вопросы прохождения пожароопасного периода 2016 года
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось очередное заседание постоянно действующей межведомственной рабочей группы.
Наряду с работниками Генпрокуратуры России в нем приняли участие представители Минприроды России, МЧС России, ФСБ России, МВД России, Рослесхоза, Россельхознадзора, Росфинмониторинга.
На заседании были обсуждены вопросы прохождения пожароопасного периода 2016 года, а также возникающие проблемы в сфере обеспечения законности в работе органов исполнительной власти по выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в возникновении природных пожаров и взысканию причиненного ущерба.
Количество лесных пожаров, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составило 7 тыс., а площадь, пройденная огнем, превысила 1 млн га.
Участниками совещания отмечено, что принятые в 2016 году органами управления лесным хозяйством меры оказались недостаточными для предотвращения, своевременного выявления и ликвидации пожаров в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Амурской и Иркутской областях, а также в других регионах.
Кроме того, не обеспечено достаточное финансирование исполнения органами власти субъектов Российской Федерации полномочий по предупреждению лесных пожаров Рослесхозом. Не соблюдаются нормативы патрулирования при осуществлении федерального государственного лесного надзора, выявляемые нарушения правил пожарной безопасности в лесах носят единичный характер.
Согласно данным, представленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, предварительный ущерб, причинённый в результате лесных пожаров, составляет 21,8 млрд рублей, в том числе затраты на тушение – 19,3 млрд рублей. В связи с этим внимание Рослесхоза обращено на слабую активность уполномоченных в лесной сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взысканию ущерба, причиненного лесными пожарами.
МВД России организовало мероприятия по контролю за использованием выделяемых средств на профилактику и борьбу с пожарами. В ряде регионов (Республика Бурятия, Забайкальский край и Амурская область) возбуждены уголовные дела по фактам хищений средств, выделенных на закупку техники, предназначенной для тушения лесных пожаров, приписок в учете рабочего времени при авиапатрулировании лесов и их тушении, а также халатности глав органов местного самоуправления при обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов.
По итогам заседания принято решение о необходимости проработать вопрос дополнения федерального законодательства нормами об ответственности за включение заведомо недостоверных сведений в планы тушения лесных пожаров, а также об ответственности сотрудников лесопожарных формирований за ненадлежащее тушение лесных пожаров, непринятия мер по сигналам граждан.