Определены правила «компенсационного лесовосстановления» для лесопарковых зеленых поясов

 

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1741 определены правила «компенсационного» лесовосстановления или лесоразведения для территорий лесопарковых зеленых поясов. Согласно правилам, лица, осуществляющие строительство в границах лесопарковых зеленых поясов или ходатайствующие об изменении границ этих поясов, должны будут выполнить работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению на площади не меньшей, чем площадь застройки или изменения лесопаркового зеленого пояса. Подходящие для этого участки должны объявляться не реже, чем два раза в год, органом управления лесами соответствующего субъекта РФ. Выполненные работы будут приниматься осенью, но не позднее, чем через год после выполнения. Требования по результатам приемки стандартные: при приживаемости менее 25% — повторное лесовосстановление, 25-85% — дополнение, при достижении проектных показателей работы считаются выполненными. Никаких требований, выходящих за рамки этого временного периода (т.е. года при успешном лесовосстановлении) правилами не устанавливается. Ссылка:

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1741 «Об утверждении Правил выполнения лицами, осуществляющими строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующими об изменении их границ, в том числе в целях перевода земель лесного фонда, включенных в состав лесопарковых зеленых поясов, в земли иных категорий, работ по лесовосстановлению или лесоразведению»

Главный плюс такого подхода состоит в том, что застройщики и иные лица, добивающиеся вывода земельных участков из состава лесопарковых зеленых поясов, будут нести дополнительные затраты на «компенсационное» лесовосстановление или лесоразведение — и это сделает вывод земельных участков несколько более дорогим и, соответственно, несколько менее интересным, чем сейчас. Но в регионах с наиболее дорогой землей (например, в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов) затраты на «компенсационное» лесовосстановление или лесоразведение будут совсем небольшими по сравнению со стоимостью застраиваемых или выводимых участков, и поэтому вряд ли сильно повлияют на интенсивность растаскивания лесных земель.

Главный минус — в том, что при таком подходе никаких новых лесов вследствие «компенсационного» лесовосстановления или лесоразведения может не появиться вовсе. Самым наглядным примером в нашей недавней истории является «компенсационное лесовосстановление» при строительстве платной скоростной автомагистрали через Химкинский лес: денег было потрачено много, а никаких новых лесов не появилось.

Причин несколько. Во-первых, утвержденные правила требуют выполнить только самый первый этап лесовосстановления или лесоразведения — собственно посадку, и подразумевают оценку результатов в течение не более чем года. А результат лесовосстановления и лесоразведения в первую очередь зависит не от самой посадки, а от последующего ухода за тем, что было посажено — и период ухода за молодняками составляет не год, а 15-20 лет. Если полноценного ухода нет, то результат посадки в конце концов в подавляющем большинстве случаев оказывается нулевым.

Во-вторых, правила допускают в качестве компенсации потерь леса выполнять не только лесоразведение (т.е. создание нового леса там, где его в обозримом прошлом не было), но и лесовосстановление (т.е. посадку леса там, где он недавно был, и где он в любом случае должен появиться вновь). Скорее всего, обычно в качестве компенсации будет использоваться именно лесовосстановление — просто потому, что свободных земель для лесоразведения в окрестностях крупных городов обычно нет. А это значит, что лес будет сажаться там, где он и так должен был быть посажен по закону — просто выполнять эту работу будут другие люди. Количество леса не зависит от того, кто конкретно выполняет работы по лесовосстановлению.

 

http://www.forestforum.ru/