Новый лесной закон – шанс для регионов

Главная задача, которую ставили перед собой разработчики 415-го ФЗ, – исключить возможность попадания на рынок нелегально заготовленной древесины. Необходимо было создать экономические, а не полицейские барьеры для потенциальных нарушителей. И вот закон принят. Теперь от расторопности региональных властей во многом зависит, появятся ли в государственной казне те средства, которые бюджеты всех уровней недополучали из года в год из-за деятельности «черных лесорубов» и теневых продавцов.

Из тени – в бюджет

Борьба с незаконными рубками велась всегда. Но это была, как правило, борьба «у пня», когда нарушение уже совершено и обнаружено лесными инспекторами. Обычно рубка и вывоз с делянки происходят вдали от населенных пунктов и в условиях отсутствия или недостатка контроля. Зачастую инспекторы лесной охраны констатируют факт незаконной рубки в то время как вырубленная древесина уже поступила в оборот, смешалась в общем потоке с законной.

Причины явления под названием «незаконные рубки» всегда экономические. Древесина, заготовленная без выплаты установленных государством платежей за пользование лесным участком или за рубку лесных насаждений, без затратных обременений на строительство дорог, восстановление вырубленного леса, имеет низкую себестоимость и, соответственно, низкую цену на местных рынках древесного сырья. В отсутствие требований государства по подтверждению легальности древесины она попадает на рынок, продается и покупается лесопереработчиками – производителями доски, древесных плит, фанеры, бумаги, домостроительными комбинатами. Это наносит ощутимый ущерб бюджетам разного уровня, окружающей среде и в конечном итоге приводит к снижению уровня жизни населения в лесных районах.

В нескольких российских регионах еще до принятия 415-го ФЗ поняли, что бороться с нелегальными лесозаготовителями, всяческими посредниками и перекупщиками неэффективно, если сохраняется экономическая возможность такой незаконной деятельности. С 2008-го по 2013-й год региональные законы «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины» или «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины» приняли в Амурской, Архангельской, Ивановской, Иркутской, Псковской, Тверской и Вологодской областях, а также в Республике Башкортостан, Забайкальском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях.

– С управленческими задачами по внедрению в жизнь 415-го закона лучше других справляются те регионы, которые уже имели внутренние законы по учету древесины,– говорит руководитель постоянной действующей в Рослесхозе рабочей группы по реализации Федерального закона № 415-ФЗ Александр Мариев. –Здесь губернаторы хорошо понимают всю важность нового закона для экономики региона, для повышения уровня жизни людей на этой территории.

Основной целью региональных законов являлось введение обязательного учета древесины при ее движении через пункты приема и отгрузки для выявления собственников, регистрации сортиментов и их количества. При отсутствии государственного учета заготовленной древесины это был наименее затратный способ получения органами исполнительной власти субъектов РФ пусть неполных, но достаточно достоверных сведений о фактических объемах лесопользования и поставок лесоматериалов в регионе. Реализация всех правовых норм 415-го ФЗ в дальнейшем позволит регионам пополнить бюджет и навести порядок в лесной сфере.

Зарубежный опыт

Чтобы оградить свои рынки от лесоматериалов сомнительного происхождения, в Евросоюзе с марта 2013 года вступил в силу Регламент, согласно которому без документов, подтверждающих законность заготовки и переработки древесины, на рынках Европейского союза продать ее невозможно.

ЕГАИС – бездушный контролер

Одним из ключевых элементов реализации 415-го ФЗ является информационная система ЕГАИС по учету древесины и сделок с ней. Государство через ЕГАИС контролирует поступление и продажу древесины каждой породы и каждого качества у продавцов и покупателей. При фактическом движении древесины на транспортном средстве уполномоченные органы государственной власти проверяют наличие сопроводительного документа и наличие соответствующей декларации в ЕГАИС, данные в сопроводительном документе и те сортименты, которые находятся в транспортном средстве. С 1 января 2015 года для собственников древесины введена обязанность учета всего сырья, а также поштучная маркировка дуба, бука и ясеня при экспорте, что наиболее актуально для дальневосточного региона. Также вводится подача лесной декларации и отчета об использовании лесов в электронном виде – это дополнительная норма, которая развивает уже существующие в Лесном кодексе. С 1 июля 2015 года вводится самая сложная норма – декларирование сделок с древесиной. По всем позициям при их неисполнении либо исполнении не в соответствии с законом вводится административная ответственность, которая во всех случаях наступает через 6 месяцев после вступления нормы в действие. Таким образом, закон в полном объеме заработает с 1 января 2016 года.

Сейчас же – самый ответственный этап реализации закона для региональных чиновников. От того, насколько профессионально будут работать с системой ЕГАИС ответственные органы субъектов РФ, будет зависеть успех внедрения лесного закона в жизнь.

– С 1 января 2015 года правоустанавливающие документы должны своевременно вноситься в ЕГАИС в трехдневный срок. Это жесткая норма. ЕГАИС – это бездушный инструмент, его не уговорить. Скрыть нарушения система просто не позволит, – уверяет Александр Мариев.

Во всех субъектах РФ уже назначены должностные лица, которые ответственны за реализацию 415-го ФЗ в органах региональной исполнительной власти. Пока нерадивым чиновникам грозит лишь дисциплинарная ответственность. Однако, по словам Александра Мариева, вскоре у них появится дополнительный стимул к работе:

– С 1 июля 2015 года наступает административная ответственность. Это будут уже реальные штрафы, которые будут бить по карману конкретного чиновника в случае ничегонеделания.

Для собственных нужд – значит для себя

Незаконный оборот древесины, как правило, присутствует в регионах со значительными объемами заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. В рамках реализации 415-го ФЗ в 76 субъектах Российской Федерации в такие договоры включена норма по запрету на отчуждение заготовленной древесины. В отдельных субъектах Российской Федерации, например, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Челябинской, Курганской, Вологодской, Костромской, Тверской областях, Республике Карелия в соответствующих договорах предусмотрена неустойка за нецелевое использование древесины. За нарушение указанного требования закона в Красноярском и Забайкальском краях, Республике Тыва, Омской области к виновным лицам применяются меры административного характера по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

В 41 субъекте Российской Федерации соответствующие изменения по запрету на отчуждение древесины, заготовленной по договорам купли-продажи для собственных нужд, внесены в региональные нормативные правовые акты.

Объем заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в 2014 году составил 16,7 млн кубометров, или 92% к объему 2013 года. Количество таких договоров после введения запрета на отчуждение заготовленной древесины сократилось на 18%, причем в 5 субъектах Российской Федерации договоры купли-продажи древесины для собственных нужд не заключаются вовсе. И это естественный экономический процесс – покупатели и переработчики древесины не хотят иметь дела с «серым сырьем», в то время как на его продажу в Лесном кодексе наложен запрет. Рынок для такой продажи сократился, перекупщикам и посредникам стало сложнее, и они уходят из этих схем. И, что примечательно, столь существенное сокращение объемов древесины для собственных нужд граждан не вызвало социальной реакции. На самом деле она никогда и не была нужна в хозяйствах «бабушек и дедушек», а использовалась не по назначению.

В положения об органах государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений внесены изменения, касающиеся включения полномочия по учету древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, определены должностные лица, уполномоченные проводить учет такой древесины, проводится их обучение, внесены соответствующие изменения в должностные регламенты. С учетом рекомендаций Рослесхоза в заключаемые договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд включаются положения, касающиеся особенностей проведения учета заготовленной древесины, в частности, обязывающие граждан информировать уполномоченные органы о сроках заготовки и вывоза древесины с целью организации ее учета. В отдельных регионах, к примеру, в Костромской области, за вывозку древесины, в отношении которой не проведен учет, в договорах предусмотрена неустойка. Учет заготовленной древесины осуществляется до ее вывозки из леса и, как правило, при осмотре мест рубки. Фиксация результатов учета древесины осуществляется по утвержденным формам – актам, карточкам.

Реализация закона – дело общее

Во всех субъектах Российской Федерации специалистами Рослесхоза проведена разъяснительная работа по этапам реализации 415-го ФЗ, организовано обучение государственных лесных инспекторов и сотрудников ГИБДД. В отдельных регионах (например, в Свердловской, Курганской Астраханской, Ростовской областях, Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Ставропольском крае) заключены дополнительные соглашения с территориальными органами МВД России о взаимодействии по вопросам осуществления контроля за транспортировкой древесины, совместно с территориальными управлениями Росимущества определены места для хранения изъятой древесины.

В отдельных субъектах Российской Федерации обеспечена возможность подачи лесопользователями лесных деклараций через многофункциональные центры – МФЦ (например, в Свердловской, Тюменской, Сахалинской областях), ведется работа по обеспечению подачи лесных деклараций и отчетов через портал государственных и муниципальных услуг (например, в Тюменской, Сахалинской областях).

Владимир КРАШЕНИННИКОВ

  • За 2014 год в Российской Федерации выявлено более 18 тыс. случаев незаконной рубки с объемом 1,3 млн кубометров древесины. В сравнении с 2013 годом рост по объему составил 21% при снижении числа случаев на 2,6%. На один случай рубки приходится в среднем 71 кубометр незаконно заготовленной древесины. В 56% случаев незаконных рубок нарушитель выявлен.
  • Наибольшие объемы незаконных рубок выявлены в Иркутской (562,7 тыс. кубометров), Свердловской (97,5 тыс.кубометров), Вологодской (65,6 тыс.кубометров), Ленинградской (44,6 тыс.кубометров), Кировской (42,8 тыс.кубометров) областях.
  • К уголовной ответственности привлечены 3 тыс. незаконных порубщиков, к административной – 3,2 тыс. человек.

http://lesvesti.ru