Новые формы типовых договоров аренды могут создать заинтересованность государственных лесохозяйственных организаций в лесопожарных ЧС

 

Утверждение новых типовых договоров аренды лесных участков, разработанных Минприроды России, может создать ситуацию, при которой специализированные государственные лесохозяйственные и лесопожарные организации, подведомственные органам управления лесами субъектов РФ, будут заинтересованы в лесопожарных ЧС, затрагивающих лесные участки. Согласно новому типовому договору аренды лесного участка для заготовки древесины, арендодатель будет обязан лишь «уведомить арендатора об осуществлении мероприятий, предусмотренных частью 1 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, за 3 дня до начала их осуществления». Согласно этой самой ч.1 ст.53.7 Лесного кодекса РФ, «мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов».

Это означает, что если на арендованных лесных участках обнаружится поврежденный огнем лес, и поврежден он будет при официально введенной ЧС (например, регионального уровня) — орган управления лесами сможет по своему решению, не спрашивая дозволения арендатора, предоставлять привлекательные для заготовки древесины участки в таком лесу в рубку для заготовки древесины подведомственным ему учреждениям, например, в рамках госзадания. Единственной его обязанностью по отношению к арендатору будет уведомление последнего за три дня до начала работ. Фактически это частично вернет существовавшую до 2006 года ситуацию «двух лесопользователей в одной аренде», при которой одним лесопользователем был арендатор, а другим — лесхоз, выполнявший, часто без ведома и согласия арендатора, разнообразные лесохозяйственные работы, направленные на заготовку древесины (так называемые «рубки дохода»).

Понятно, что при добросовестном отношении всех участников процесса к своим обязанностям эти изменения могут пойти на благо лесу: арендатору может быть не по силам в одиночку ликвидировать последствия крупномасштабной лесопожарной ЧС, и помощь специализированных лесохозяйственных учреждений или подрядчиков может оказаться весьма полезной. Но при недобросовестном отношении лесных чиновников — например, при наличии у них личной заинтересованности в добыче древесины под видом ликвидации последствий лесопожарных ЧС — эти изменения могут привести к ускоренному сведению лесов («объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается» — ч.5 ст.53.7 Лесного кодекса РФ), к острым конфликтам между специализированными государственными лесохозяйственными организациями и арендаторами, а также к росту коррупции в области лесопользования. «Закрепление административного порядка предоставления права» является коррупциогенным фактором (постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96) — в данном случае это может относиться к праву на заготовку древесины при ликвидации последствий лесопожарных ЧС.

В худшем случае это может создать условия, при которых отдельные руководители и сотрудники специализированных лесохозяйственных или лесопожарных организаций, заинтересованные в заготовке древесины при ликвидации последствий лесопожарных ЧС, сами будут способствовать, или, как минимум, не препятствовать, возникновению и развитию этих самых ЧС.

Ссылка на проект:

Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков

http://www.forestforum.ru/