Новые подходы к финансированию устойчивого лесопользования (по материалам ФАО ООН)

Национальные лесные фонды — управляемые государством механизмы финансирования, предназначенные для поддержки устойчивого лесопользования — обладают огромным потенциалом для привлечения крупных инвестиций в лесное хозяйство, в том числе инвестиций, направленных на решение проблем, связанных с изменением климата. Тем не менее, их роль по-прежнему остается в значительной степени непризнанной.

Поскольку в последнее время появилось огромное количество новых национальных и международных механизмов финансирования, например, тех, которые связаны со смягчением последствий изменения климата и адаптацией к нему, увеличились и масштабы потенциального финансирования. Одновременно с этим становится все сложнее получить доступ к таким ресурсам.

Должным образом структурированные и эффективно управляемые национальные лесные фонды (НЛФ) могут выступать в качестве координационных механизмов, позволяющих направить инвестиционные потоки из нескольких источников на реализацию таких сложных схем, как платежи за экологические услуги или национальные программы, направленные на сокращение выбросов углерода в результате снижения обезлесения и деградации лесов (REDD+), говорится в публикации.

«С ростом признания важной роли лесов в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, обеспечение продовольственной безопасности и борьба с нищетой, обеспечение устойчивого лесопользования остается ключевым фактором, — сказала Ева Мюллер, директор Отдела экономики и политики лесного сектора и лесной продукции ФАО. — Благодаря этой публикации и соответствующей поддержке в целях укрепления потенциала Организация надеется внести свой вклад в развитие национальных лесных фондов, способных помочь трансформировать лесные инвестиции в эффективные национальные действия, которые будут содействовать устойчивому развитию».

Как повысить эффективность НЛФ

Несмотря на присутствие НЛФ в более чем 50 странах, по-прежнему в наличии имеется очень ограниченная информация по тому, как они работают, а ряду стран еще предстоит превратить их в эффективные инструменты финансирования.

«Одним из ключевых требований для такой трансформации  является наличие  сильной политической и правовой основы для  их создания и функционирования, которая бы обеспечила их прозрачность и подотчетность. Это позволит правительствам мобилизовать средства, поступающие от внутренних и международных инвесторов и доноров», — сказал автор публикации Рао Матта.

Мобилизация финансовых ресурсов является особенно сложным, когда речь идет об освоении международного финансирования, в частности имеются в виду источники, связанные с изменением климата. Этот процесс требует создания национальных структур, способных мобилизовать, переориентировать и эффективно использовать большие объемы финансовых средств, отметил он.

Наличие необходимой  политики и институциональных правовых норм позволит   улучшить доступ к международному финансированию. Так произошло в случае с национальным лесным фондом Коста-Рики, который смог получить доступ к финансированию из фонда Всемирного банка «Лесное углеродное партнерство» на реализацию программы по сокращению выбросов.

Межотраслевой подход

Межотраслевое сотрудничество имеет решающее значение для реализации таких схем, как платежи за экологические услуги или программы REDD +,  и НЛФ должны обеспечивать участие всех заинтересованных сторон из других секторов — в частности из  финансового, туристического, энергетического и сектора инфраструктуры, отмечается в публикации ФАО.

Например, национальный лесной фонд Вьетнама тесно сотрудничает с Министерством промышленности и торговли для того, чтобы малые и средние ГЭС платили за экологические услуги, предоставляемые лесами, расположенными сверху по течению.

Должным образом разработанные НЛФ помогут избежать фрагментации усилий и дублирования мандатов и видов деятельности различных учреждений, смогут улучшить координацию усилий и увеличить финансирование путем управления ими с помощью единой организационной структуры.

Источник – ФАО ООН,  http://www.fao.org/