Минсельхоз России предполагает, что расчищать сельхозземли от леса можно «в рамках проектов по культуртехнической мелиорации»

 

Из-за саботажа со стороны Правительства РФ и профильных федеральных органов исполнительной власти (Минприроды и Минсельхоза), президентское поручение Пр-2039, п.1.б от 1 сентября 2013 года о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда, до сих пор остается невыполненным. Перспективы его выполнения пока не очевидны, поскольку пока для этого не сделано ничего практически значимого — попытки разработки соответствующего законопроекта заглохли на уровне разборок между Минприроды и Минсельхозом. Шансов на выполнение этого поручения до конца 2018 года почти нет.

В результате правовой статус лесов на землях сельскохозяйственного назначения до сих пор остается неопределенным (практически у них нет никакого статуса — с точки зрения ныненшено законодательства этих лесов как бы не существует). А это, между прочим, многие десятки миллионов гектаров леса, причем в большинстве случаев леса, наиболее важного для людей, расположенного вблизи поселений и объектов инфраструктуры. Отсутствие правового статуса у этих лесов ведет к многочисленным конфликтам, причем разным — связанным как с варварскими рубками лесов вблизи населенных пунктов и в местах отдыха людей, так и с проблемами при расчистке зарастающих сельхозуодий, если кто-то пытается вернуть эти брошенные сельхозугодья в хозяйственный оборот.

Вместо того, чтобы помочь Правительству РФ и Минприроды подготовить разумный законопроект о статусе лесов на землях сельхозназначения, Минсельхоз пытается урегулировать этот статус с помощью писем, которые фактически отражают лишь мнение сотрудников этого министерства. В частности, в письме департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России от 13 февраля 2018 г. № 15/121 говорится, что «на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации».

Примечательно, что в этом же письме Минсельхоз разъясняет, что такое прокуратура и чем она занимается. Как это связано с темой расчистки земель сельхозназначения от древесно-кустарниковой растительности, в письме не объясняется. Возможно, Минсельхоз таким образом намекает читателям своего письма, что у прокуратуры может быть иное мнение по поводу рубок леса на землях сельхозназначения, и, например, наличие проекта культуртехнической мелиорации может не избавить порубщиков от ответственности, например, за незаконную рубку.

Что такое «культуртехническая мелиорация земель» и в чем состоит ее проект, определяется федеральным законом о мелиорации земель и разъясняется инструкцией Минсельхоза:

Федеральный закон «О мелиорации земель»

Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель

Ниже приводится текст письма, о котором идет речь (ссылка).

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГОССОБСТВЕННОСТИ

Письмо от 13 февраля 2018 г. N 15/121

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Врио заместителя директора Р.В.Шуранов

 

http://www.forestforum.ru/