На сайте Минвостокразвития России опубликована стенограмма итоговой коллегии министерства, прошедшей 6 марта 2018 года. Во вступительной речи министра А.С.Галушки говорится о двух крупнейших действиях, связанных с развитием лесной отрасли Дальнего Востока: во-первых, о предполагаемом стоительстве нового китайского целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровском крае, и во-вторых, о предполагаемом росте инвестиций в переработку древесины в результате изменения вывозных таможенных пошлин на древесину. Ссылка на стенограмму:
Итоговая коллегия Минвостокразвития России (стенограмма)
По поводу строительства нового ЦБК в стенограмме говорится следующее:
«На новом качественном уровне пришли инвесторы из КНР. В частности компания «Чентун» готовится ко вложению 1,5 миллиарда долларов США в строительство целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровском крае. Мы говорим об инвестициях из КНР не в добычу леса, а в глубочайшую его переработку — целлюлозно-бумажный комбинат. Первый этап – полтора миллиарда долларов США. И мы договорились с китайскими партнерами, что второй этап – это глубина переработки до бумаги и картона – еще дополнительные инвестиции».
Затея со строительством нового ЦБК в Хабаровском крае (предположительно, речь идет о размещении его в городе Амурске) — далеко не новая. В Амурске уже был крупный целлюлозно-картонный комбинат (с годовой производительностью около 300 тыс. тонн целлюлозы) — крупнейшее перерабатывающее предприятие лесной отрасли российского Дальнего Востока. Комбинат был построен в 1960-1967 годах. В 1994 году работа комбината была остановлена по экономическим причинам, в 1997 году предприятие было полностью заброшено, а за прошедшие после этого двадцать лет разграблено и разрушено. Начиная с 1994 года, хабаровские власти постоянно мечтали — сначала о восстановлении старого комбината, а после того, как его остатки разворовали и разрушили, о строительстве нового.
Полвека назад в строительстве крупного (по тем временам) ЦБК в Амурске был очевидный хозяйственный смысл: юг Дальнего Востока располагал весьма значительными и вполне доступными лесными ресурсами, в том числе запасами хвойной древесины в диких лесах. Однако, за полвека ситуация принципиально изменилась: десятилетия бесхозяйственного лесопользования и массового воровства леса в сочетании с реулярными катастрофическими пожарами привели к критическому истощению лесных ресурсов; а завести полноценное лесное хозяйство, способное обеспечить эффективное воспроизводство хозяйственно ценных лесов, на Дальнем Востоке так и не удалось (как и вообще в таежной зоне нашей страны). В результате этого сейчас в Хабаровском крае просто нет лесных ресурсов, способных обеспечить хвойным сырьем крупное перерабатывающее предприятие на долгую перспективу. В связи с этим планы по строительству нового крупного ЦБК в Хабаровском крае (в Амурске или где бы то ни было еще) выглядят крайне сомнительными. Конечно, если авторы проекта смогут найти крупный и надежный источник бюджетных или иных условно-дармовых денег — проект может состояться; но при отсутствии такой халявы его шансы невелики. Впрочем, и вокруг пустых обещаний иногда могут годами кормиться значительные группы заинтересованных лиц — поэтому, даже если самого нового ЦБК в Амурске или поблизости никогда не появится, его проекту практически гарантирована долгая и яркая жизнь.
По поводу предполагаемого роста инвестиций в переработку древесины в стенограмме говорится следующее:
«В 2017 году по предложению Минвостокразвития Правительством было принято важнейшее решения для притока инвестиций в лесопереработку. Экспортная пошлина на круглый лес для тех, кто не занимается переработкой, увеличится с текущих 25% до 80% в 2021 году. Это постановление Правительства РФ принято. Для тех же, кто осуществляет глубокую переработку древесины, эта пошлина составит вместо 80% всего 6,5%. Кроме того, две недели назад Председатель Правительства РФ утвердил новый порядок преимущественного предоставления лесных участков для проекта в области глубокой переработки леса. В соответствии с этим порядком инвесторы смогут получить лес без аукциона в случае обязательств переработки леса, подав заявку в Минвостокразвития и получив одобрение Правительственной комиссии во главе с Юрием Петровичем Трутневым».
В этом абзаце речь идет сразу о трех важных решениях Правительства РФ: во-первых, о пстановлении Правительства РФ от 12 декабря 2017 года № 1520 об экспортных квотах на необработанную древесину, во-вторых, о постановлении Правительства РФ от 12 декабря 2017 года № 1521 о ставках вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину, и в-третьих, о постановлении Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. № 190 об изменении требований к приоритетным лесным инвестпроектам. Ссылки:
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2017 года № 1520
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2017 года № 1521
Постановление Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. № 190
Первые два постановления действуют совместно: одно вводит новые таможенные коды и новые ставки таможенных пошлин для дальневосточной хвойной древесины (ели аянской, пихты белокорой, лиственницы даурской), отдельные в рамках специальных квот и вне этих рамок, а второе — вводит квоты и определяет условия их предоставления.
Ставки для древесины, экспортируемой вне квот, согласно постановлению должны постепенно повышаться вплоть до практически запретительного уровня. Сейчас они составляют 25%, но не менее 15 евро за кубометр; с 1 января 2019 года должны составить 40%, но не менее 27,6 евро за кубометр; с 1 января 2020 года — 60%, но не менее 36,8 евро за кубометр, и с 1 января 2021 года — 80%, но не менее 55,2 евро за кубометр. Последний уровень представляет собой практически запретительные для хвойной древесины пошлины.
При этом ставки для древесины, экспортируемой в рамках квот, снижены до 6,5К но не менее 4 евро за кубометр, и согласно постановлению, должны остаться неизменными. Общий объем древесины, которую можно будет экспортировать в рамках этих квот, установлен в 4 миллиона кубометров ежегодно. Основным условием получения этих квот является доля продукции переработки древесины в общем экспорте древесины этих пород: с 1 января 2018 года она должна составлять не менее 20%, с 1 января 2019 года — не менее 25%, с 1 января 2020 года — не менее 30%, и с 1 января 2021 года — не менее 35% по стоимости.
Двадцать процентов от общей стоимости — это сравнительно небольшая доля продукции переработки древесины в лесном экспорте; практически любой крупный лесопромышленник, имеющий хотя бы одно крупное лесопильное предприятие и сочетающий экспорт пиломатериалов с экспортом необработанной древесины, легко ее обеспечит. Это означает, что в 2018 году для большинства дальневосточых лесоэкспортеров сохранятся прежние условия вывоза необработанной древесины, а для отдельных «счастливчиков» появится еще и дополнительная лазейка для экспорта необработанной древесины с существенно более низкими пошлинами.
Таким образом, принятые Правительством РФ решения в 2018 году, скорее всего, приведут к росту экспорта необработанной древесины с российского Дальнего Востока, а с 2019 года, если останутся неизменными, будут вести к его постепенному снижению. В 2021 году, если ничего не изменится, право на экспорт «кругляка» останется только у отдельных крупных групп, имеющих перерабатывающие предприятия и хорошие контакты с органами государственной власти.
Впрочем, останутся ли намерения правительства по поводу пошлин неизменными — это большой вопрос. Как показывает опыт прошлых лет, позиция правительства по этому вопросу не отличается особым постоянством.
Что касается постановления Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» — то это действительно правильное решение, хотя и принятое с опозданием в одиннадцать лет. Оно отсечет какую-то часть мошеннических инвестпроектов, и это хорошо; но пока не очевидно, что оно сможет существенно помочь развитию нормальных. О нем подробнее написано здесь: