Лесное хозяйство: проблемы нарастают

Лесное хозяйство в России переживает далеко не лучшие времена. Современные технологии переработки древесины, новейшие методы управления лесами, их использования и воспроизводства по многим причинам обходят эту отрасль. Общее мнение работников этой отрасли экономики сводится к тому, что действующая система ведения лесохозяйственной деятельности требует экстренного совершенствования. Об этом пишет генеральный директор Смоленского лесохозяйственного производственного объединения, член комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Владимир Полуян.

По его словам, следует «вернуть лесничего в лес  в качестве не контролёра, а полноценного специалиста –организатора работ по охране, защите и воспроизводству лесов». Для этого нужно немного подправить действующее законодательство и отнести к управленческим функциям лесничего охрану лесов, их защиту и воспроизводство. В лесничества также надо передать лесопожарные и лесозащитные службы, что позволит частично остановить те негативные процессы в лесу, которые приобрели угрожающий размах после введения нового лесного законодательства в последнее десятилетие.

Если судить по данным статистики, то в мировом производстве пиломатериалов доля России составляет 6%, что является хорошим показателем. Но если говорить о производстве целлюлозы и бумаги, то позиции нашей страны куда более скромные. Не случайно в апреле 2013 года президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета отметил, что отрасль находится в критическом состоянии. Причина – незаконные вырубки, недобросовестная конкуренция, диктатура перекупщиков на рынке, пробелы в законодательстве. По оценке главы государства, лесная отрасль нуждается в спасении.

В том, что сфера лесозаготовок переживает тяжелые времена, у участников рынка сомнений нет. Действующее законодательство не дает возможности эффективно использовать уже имеющиеся лесные массивы, а хозяйственная деятельность осложнена многими нормативными препятствиями.

По мнению В. Полуяна, реальная деятельность в сфере лесозаготовок выявляет ряд вопросов, которые требуют системного урегулирования. Начинать надо с самого начала, с заключения договоров аренды. На конкурс для передачи лесов в аренду выставляются участки с подробной характеристикой лесного фонда, но используются просроченные материалы лесоустройства, что не отражает фактическое состояние лесов.

В документе отсутствует важный раздел «экономическое обоснование аренды лесного участка для заготовки круглых лесоматериалов», а это не дает претенденту в арендаторы хотя бы предварительно оценить свои финансовые возможности. Ошибки в таких оценках зачастую приводят к серьезным финансово-экономическим последствиям.

Но даже выиграв конкурс и став арендатором, предприниматель не может сразу начать коммерческую деятельность. Предварительно он должен провести таксацию лесного фонда, разработать проект освоения лесов, организовать проведение государственной экспертизы проекта, отвод лесосечного фонда по утвержденному проекту, разработать лесную декларацию и обеспечить ее рассмотрение в госорганах. Выходит, что в течение года арендатор должен платить в полном объеме арендную плату без права рубки леса и выполнять за свой счет все лесохозяйственные работы.

В последующие годы финансовые проблемы не исчезают. Работа в рыночных условиях предопределяет заготовку древесины в объемах ее потребности на рынке. При низком качестве лесосечного фонда и снижении спроса в кризисные периоды арендаторы вынуждены сокращать объемы лесозаготовок.

Так, в 2014 году на Смоленщине при установленном объеме лесозаготовок арендаторами 2,6 млн куб. метров фактически было заготовлено 1,6 млн куб. метров. То есть невостребованным на рынке оказался 1 млн куб. метров. В то же время арендатор обязан вносить всю арендную плату, в том числе и за невырубленную древесину.

Остро стоит вопрос утилизации низкотоварной лиственной древесины. Из-за недостатка необходимых мощностей по ее переработке ежегодно не осваивается более миллиона кубометров такой древесины.

По мнению В. Полуяна, реформы лесного хозяйства требуют серьезных инвестиций, на которые мелкий бизнес не способен, ведь речь идет о необходимости выкладывать миллиарды. Для этого требуется привлечение серьезных инвесторов. Однако существующие условия работы в сфере лесозаготовок способны их отпугнуть.

На это указывает тот факт, что наращивание мощностей по глубокой переработке древесины внутри страны идет малыми темпами, инвестиции поступают, но в минимальном объеме, хотя эта сфера могла бы стать одним из ключевых направлений качественного технологического развития в лесном секторе.

Как считает председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин, следует задуматься об изменении экономической модели хозяйствования в лесном секторе, перейдя от административного установления размеров обязательных платежей на основе устаревших нормативов к комплексной экономической оценке лесных ресурсов и определению размера платы за использование лесов на основе анализа рыночного спроса и предложения на древесину и иные лесные ресурсы. Он считает, что государство должно обеспечить достоверность, доступность и актуальность информации о лесах, предоставляемых в пользование. В этой связи первостепенное внимание должно уделяться активизации работ по лесоустройству и кадастровому учету лесных участков.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ

 http://www.tpp-inform.ru