31 марта на встрече Президента РФ с членами Правительства РФ обсуждались в числе прочего некоторые лесные вопросы, о которых докладывали министр природных ресурсов и экологии А.А.Козлов и вице-премьер А.А.Абрамченко. Ниже приводится часть стенограммы, имеющая отношение к лесам.
Ссылки на предыдущие сообщения по этой теме:
Как вы считаете, является ли нелегальная заготовка древесины главной проблемой российского лесного комплекса?
Правительство собирается внести в Думу лесоустроительные и смежные поправки к Лесному кодексу уже в апреле
Cссылка на сообщение о прошлогоднем постановлении № 1404, которое упоминается в стенограмме:
Правительство утвердило правила определения объема лесных субвенций субъектам РФ — но в таком виде, что толку от этого не будет
Лесная часть стенограммы:
В.Путин: … Второе. Должны были быть направлены дополнительные ресурсы для пожаротушения в регионы Российской Федерации. Как в этой связи регионы готовы к этой работе?
А.Козлов: Уважаемый Владимир Владимирович! Михаил Владимирович! Коллеги!
Три ключевых позиции нашего министерства на весенне-летний период – это прогноз, подготовка и реагирование.
Первое. Прогнозы по лесным пожарам и паводкам. Сразу отмечу, что основа, на которой они базируются, – это данные Росгидромета. По долгосрочному прогнозу пожарной опасности в апреле – мае огневые риски будут в регионах Северного Кавказа, Урала, Сибири, Дальнего Востока. С наступлением лета к ним добавятся субъекты Приволжья, Центральной и Южной России. Лесопожарный период постепенно пойдёт на спад лишь в октябре.
…
Второе направление – это подготовка. Готовиться к пожароопасному сезону начали ещё в декабре прошлого года. Регионам были доведены лимиты – шесть миллиардов рублей на тушение лесных пожаров. По прогнозу пятилетней горимости мы ещё совместно с регионами уточним суммы, и по опыту прошлых лет нам понадобятся дополнительные деньги из Резервного фонда. Будем готовить обращение в Правительство, эта работа должна закончиться в течение предстоящей недели. С Минфином Российской Федерации, с Антоном Германовичем Силуановым, я вчера это обсуждал.
Мы понимаем, что этот вопрос нужно решать системно, поскольку и Дальний Восток, и Сибирь, и центральные регионы поднимают его каждый год. Председатель Правительства Михаил Владимирович Мишустин уже подписал постановление № 1404, по которому мы с Минфином должны отработать порядок определения необходимого объёма финансирования на обеспечение переданных полномочий в области лесного хозяйства. Срок этой работы должен быть выполнен до января 2022 года.
Понятно, что, когда начнётся пожар, деньгами на счетах его не потушить. Здесь важно, чтобы вовремя были оплачены работы по авиации, набраны люди, чтобы они были снабжены обмундированием и техникой. Мы договорились с регионами, что в еженедельном режиме мониторим основные показатели подготовки, например: готовность парашютной и десантно-пожарной службы, состояние техники наземной группировки, численность лесных инспекторов и многое другое, – чтобы в динамике видеть подготовку отдельно взятого региона и понимать направления, по которым есть отставания.
По проверкам сводных планов тушения, которые начало наше подведомственное учреждение Рослесхоз, видим, что 27 регионов готовы, а одиннадцать ограниченно готовы. То есть основная причина, Владимир Владимирович, – это недокомплект и отсутствие контрактов на авиапатрулирование. В 45 [регионах] проверки ещё идут. Время нарастить запасы у регионов есть, но мало.
…
И последнее, третье – реагирование. На сегодняшний день пожароопасный сезон открыли одиннадцать регионов. По нашим данным, завтра об этом объявят ещё 15 регионов. Чтобы быстрее реагировать на пожары Дальнего Востока и Сибири, по Вашему поручению создаётся межрегиональный лесопожарный центр «Север». Базовым аэродромом станет красноярская Черемшанка, от которой быстро и удобно добираться до труднодоступных северных и восточных лесов.
Дополнительный ресурс для создания авиационного подразделения мы сейчас наращиваем. Ключевое, конечно, для нас – это вертолёты. Два закупят в этом году, в июле, мы разговаривали с коллегами из «Вертолётов России», и численность группировки увеличат на 150 человек, треть из них – это наша парашютно-десантная служба. Ещё четыре вертолёта поступят в марте следующего года, и, соответственно, штат парашютистов увеличится ещё. Планируется, что в целом группировка станет больше на 317 человек. Сейчас же она, федеральная, 890.
И по наземной технике. Свыше 100 бульдозеров, тягачей, вездеходов и другого автотранспорта начнут поставляться в этом году в рамках поручения по группировке.
Усиление материально-технической базы идёт и за счёт национального проекта «Экология». За два прошедших года в регионы поступило 3,5 тысячи лесопожарной техники – это тракторы, бульдозеры, тягачи, вездеходы, и 22 тысячи единиц оборудования – мотопомпы, ранцевые лесные огнетушители, воздуходувки, многое другое. В этом году на вооружение поступит ещё 21 тысяча.
Кстати, в перечне фигурируют и беспилотные летательные аппараты. За беспилотной авиацией в борьбе с пожарами наше будущее, и тут нам нужно с коллегами из Минпромторга более тщательно проработать этот вопрос с точки зрения производства, технических характеристик и будущего удешевления в эксплуатации.
К слову, по итогам прошлого года в первые сутки удалось потушить 74 процента лесных пожаров. Владимир Владимирович, это неплохой результат, но мы, естественно, стремимся к стопроцентной оперативности.
И ещё хотелось бы сказать следующее. В прошлом году глава Якутии на вашей площадке поднимал вопрос о бесплатном питании лесных пожарных. Докладываю: этот вопрос решён.
Для реагирования на паводковую ситуацию на базе Росводресурсов готова группировка из 400 человек личного состава и почти 500 единиц специальной техники, в том числе плавсредств. Готовы материалы, оборудование и транспорт, необходимые для оперативной ликвидации нештатных аварийных и чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Работают 22 межведомственные группы по реагированию режимов работы крупнейших водохранилищ страны.
И конечно, мы вместе с нашими коллегами из МЧС, из региональных штабов взаимодействуем в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Спасибо за внимание. Доклад закончен.
В.Путин: Хорошо. Спасибо большое, Александр Александрович.
Какие бы сюрпризы нам природа ни преподносила, мы, безусловно, должны быть к любому варианту развития событий готовы. Очень на это рассчитываю. Но есть отрасль у нас, которая напрямую связана с защитой природы, с природой, – это лесная отрасль. Мы давно говорим о необходимости декриминализации лесной отрасли, и Общероссийский народный фронт всё время об этом ставит вопросы, тревогу бьёт, занимается этим системно.
В феврале этого года вступил в силу федеральный закон, обеспечивающий госконтроль за всеми этапами заготовки, перевозки, переработки древесины. И конечно, центральным элементом в этой работе должна стать модернизированная электронная система ЛесЕГАИС.
Виктория Валериевна занимается этим на постоянной основе, я бы попросил её прокомментировать принятый закон и рассказать о том, как он будет имплементироваться, как он будет реально работать.
В.Абрамченко: Спасибо, Владимир Владимирович.
Уважаемые коллеги!
В прошлом году, Владимир Владимирович, под Вашим руководством 29 сентября мы провели большое совещание, где рассматривали комплексно все вопросы, связанные с декриминализацией и с развитием лесного комплекса. За полгода мы провели достаточно большую работу. Я доложу, какие итоги сегодня можно подводить.
Первый блок – это декриминализация лесного комплекса. 4 февраля, как Вы уже сказали, был принят основной, важный федеральный закон о цифровизации лесного комплекса и прослеживаемости оборота древесины. Закон был подготовлен в сжатые сроки, всего за три месяца. И я хотела бы поблагодарить здесь коллег из Министерства природных ресурсов, Рослесхоза, депутатов Государственной Думы, сенаторов, Государственно-правовое управление. Это была командная, чёткая, слаженная, профессиональная работа. В этом законе впервые предусмотрено введение цифрового электронного реестра в Единой федеральной информационной системе, в котором будут храниться все качественные и количественные характеристики о лесе и о землях лесного фонда.
Вводится система прослеживаемости для древесины на всех стадиях: от делянки и заготовки древесины на делянке до переработки и до пунктов пропуска на государственной границе. Устанавливается требование об обязательном оснащении лесозаготовительной техники оборудованием ГЛОНАСС. Вводится понятие федерального государственного лесного надзора за оборотом древесины и уже реализована возможность проведения эксперимента по передаче части полномочий по лесному надзору на федеральный уровень. Мы уже сегодня такой эксперимент проводим с коллегами в Иркутской и в Архангельской областях.
В этом же федеральном законе учтено предложение ФСБ об установлении требований к лесным складам, в том числе об обязательной видеофиксации движения транспортных средств, грузопотоков и требований об участии в тушении лесных пожаров арендаторов лесных участков. До сих пор этого требования не было. Есть участники лесных отношений, есть пользователи таких лесных участков, но никогда не было требований о том, что они принимают участие в тушении лесных пожаров.
Параллельно с изменением нормативных актов – мы времени даром не теряли – уже подготовили модернизированную [систему] Лес-ЕГАИС, для того чтобы обеспечить в ней, в этой информационной системе, как раз прослеживаемость всех цепочек движения древесины. Сейчас мы тестируем – пока в пилотном режиме – с лесопромышленниками такую изменённую Лес-ЕГАИС, а с 1 июля текущего года мы переходим уже к её эксплуатации в «боевом» формате.
Также готовим поправки для разграничения федерального государственного лесного надзора и лесной охраны. Этот законопроект позволит возродить институт лесной охраны, и мы сможем обеспечить патрулирование лесов на постоянной основе. Эти поправки Правительство вносит в Государственную Думу в апреле.
Кроме того, при участии депутатов, сенаторов Правительство подготовило ещё шесть законопроектов. Эти законопроекты вносят изменения в Лесной кодекс, в Уголовный кодекс, в КоАП и в УПК. Так, например, в этих поправках мы снимаем барьеры, которые тоже сегодня не позволяют изымать лесозаготовительную технику, на которой как раз недобросовестные лесозаготовители и занимаются незаконной заготовкой древесины, а также упрощаем порядок реализации изъятой древесины.
Владимир Владимирович, реализация всего комплекса мер, о котором я только что доложила, позволит решить главную проблему в лесном комплексе страны – это нелегальная заготовка древесины.
Второй блок вопросов, которые мы рассматривали на совещании под Вашим руководством, был связан с развитием лесного комплекса. По Вашему поручению мы ориентировали отрасль к переходу от сырьевой модели к глубокой переработке древесины. Одним из приоритетных направлений развития является деревянное домостроение. В январе этого года с профильными ведомствами и Банком России мы договорились и согласовали конкретный перечень мер по развитию деревянного домостроения, запланировали формирование территорий комплексной застройки, обеспеченных необходимой инфраструктурой, подготовку стандартов индивидуального жилищного строительства с использованием деревянных конструкций, создание реестра типовых проектов деревянных домов, реализацию мер стимулирования через наши институты развития, такие как ДОМ.РФ и ВЭБ.РФ.
Кроме того, готовим изменения в законодательство, чтобы ввести возможность применения счетов эскроу и механизмов проектного финансирования при реализации комплексного индивидуального жилищного строительства индустриальным способом. И здесь я хочу поблагодарить коллег из Минстроя, которые очень активно этим вопросом занимаются.
По Вашему поручению Правительством подготовлен и внесён в Государственную Думу проект федерального закона, который позволит существенно повысить эффективность лесовосстановления. Я напомню, что сегодня мы отстаём в год по лесовосстановлению (это годовые параметры) на 450 тысяч гектаров.
Этим законопроектом предусматривается возрождение лесных питомников на территории всех субъектов Российской Федерации, где идёт активная заготовка древесины. Поправки усиливают роль региональных лесохозяйственных учреждений в части лесовосстановления. Это позволит бизнесу, который не обладает такими профильными компетенциями или ресурсами, но обязан проводить компенсационное лесовосстановление, [проводить] работы под ключ у профессионалов региональных лесничеств. Благодаря предложенным мерам к 2024 году мы сможем достичь 100 процентов восстановления вырубленных и погибших лесных насаждений.
Для того чтобы государство могло обладать достоверной информацией о лесах и, соответственно, эффективно их использовать, мы готовим законопроект по лесоустройству. Сейчас завершаем процедуру его согласования. Он также будет внесён в Государственную Думу Правительством в апреле текущего года.
Мы предлагаем перевести на федеральный уровень функции по осуществлению лесоустройства, а также повысить интенсивность лесоустроительных работ, установить ответственность исполнителей за их качество. Кроме того, лесные участки, лесоустроительные данные которых утратили актуальность, будет запрещено выставлять на аукционы и передавать в аренду для заготовки древесины. Законопроект полностью реформирует систему лесоустройства. Результаты лесоустроительных работ должны стать основой для планирования и использования лесов в 10-летней перспективе.
По Вашему поручению, Владимир Владимирович, мы обеспечили за счёт средств Фонда развития промышленности реализацию программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в целях модернизации и создания мощностей по глубокой переработке древесины. Я за это хочу поблагодарить коллег из Министерства промышленности, они подготовили программу в сжатые сроки, за один месяц, и обеспечили подготовку необходимых нормативных актов. На сегодняшний день 21 региональный фонд уже запустил программу «Проекты лесной промышленности» и может оказывать поддержку предприятиям отрасли, чтобы переориентировать их к выпуску продукции глубокой переработки. Ещё 14 фондов находятся в стадии подготовки.
На сегодняшний день заявки поданы от лесопромышленных предприятий на территориях шести субъектов Российской Федерации: это Республика Карелия, Хабаровский край, Иркутская, Вологодская, Ленинградская и Свердловская области на общую сумму около 500 миллионов рублей.
По теме лесного комплекса у меня всё, Владимир Владимировичи.
…
Доклад окончен.
В.Путин: Хорошо.
Виктория Валериевна, Вы сказали про реализацию изъятой древесины. Что там планируете делать?
В.Абрамченко: Владимир Владимирович, до сих пор коллеги наши из Росимущества, к которым в казну поступает изъятая древесина, с ней мучились. Они не могли обеспечивать сохранность этой древесины, потому что это ресурс, это ценный ресурс, и его проще было реализовать и получить дополнительный доход для федерального бюджета. Однако это сделать было невозможно, потому что не было законодательных оснований для такой реализации. Либо эта реализация была очень затянута во времени, потому что порождала необходимую оценку, дополнительные затраты средств федерального бюджета. Сроки были растянуты на протяжении многих месяцев, до года такая процедура доходила. Сейчас мы её упростили, и будет возможность изъятую, конфискованную древесину, незаконно заготовленную, реализовать, продать и обеспечить доходную часть федерального бюджета.
В.Путин: Я Вас уверяю, Виктория Валериевна, что при реализации изъятой древесины к этому процессу тут же прилепятся те, кто её незаконно добывали, к бабке не ходи.
Это надо как следует продумать. Конечно, дико звучит даже предположение о том, что её нужно уничтожать, но надо уничтожать криминал в этой сфере, безусловно, а реализацию надо продумать до деталей просто, до деталей. Ладно?
В.Абрамченко: Владимир Владимирович, да, мы обязательно с коллегами дополнительно проработаем, доложим Вам отдельно.
В.Путин: Хорошо.
И какая перспектива с января следующего года, какие дополнительные правила вступают в этой сфере регулирования?
В.Абрамченко: По Вашему поручению, Владимир Владимирович, с января 2022 года мы обеспечиваем сейчас подготовку нормативных правовых актов, которые обеспечат безусловное исполнение Вашего поручения по запрету вывоза круглых лесоматериалов за рубеж. То есть мы всю древесину как сырьё оставляем в стране для глубокой переработки, и реализация товара уже будет происходить в глубокой переработке, пиломатериалов. Это другой код товарный – 4407, а не 4403. 4403 – это как раз круглые лесоматериалы, а 4407 – обработанные лесоматериалы. Я доложила в основном в своём докладе о том, что переходим в лесном комплексе как раз к глубокой переработке и закрываем такую возможность реализации круглого леса хвойных и ценных лиственных пород с января 2022 года.
В.Путин: Люди, которые работают в этой сфере десятилетиями, в целом неплохо заработали, у них есть достаточные ресурсы для инвестиций в переработку. Тем не менее, во-первых, представители бизнеса должны знать о планах Правительства – достоверно, наверняка и своевременно. Это первое.
И второе. Нужно провести анализ ситуации в отрасли, с тем чтобы тем, кто нуждается в дополнительной помощи, эта помощь была бы своевременно и в необходимом объёме оказана. Вы понимаете, что там последствия после реализации решений подобного рода будут экономические, и поэтому нужно к этому быть готовыми, чтобы, как в народе говорят, не было как обухом по голове. Это всё должно быть сделано в плановом режиме и в координации этих шагов с представителями бизнеса.
В.Абрамченко: Да, Владимир Владимирович, этим занимаемся и продолжим такую работу. Отдельно, с Юрием Петровичем [Трутневым] внимательно относимся к ситуации на Дальнем Востоке. Там ситуация отличается от другой части страны.
В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.