Леса России: спасение – в интенсификации

Россия – крупная лесная держава, так как значительная часть ее территории покрыта лесами. Но если оценить объемы и глубину переработки древесины, то в лидеры Россия не попадает. К сожалению, по этим показателям ее обходят страны не столь крупные, но наладившие интенсивные методы вырубки и восстановления лесов. Поэтому вопрос о переходе к современным технологиям лесопользования уже давно стоит в повестке российских реформ. Об этом пишет заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.

Одной из главных проблем лесного сектора России является его низкая экономическая эффективность. Это обусловлено применением традиционной модели «пионерного» освоения лесов, основанной преимущественно на рубках спелых и перестойных лесов естественного происхождения.

Она не требует значительных инвестиций, не обеспечивает должного уровня развития инфраструктуры и дает низкий съем древесины с единицы лесной площади. Экономическая эффективность использования российских лесов в пересчете на 1 гектар составляет 38 долларов, в то время как в Швеции и Финляндии этот показатель равен 508 и 512 долларам соответственно, в США – 469 долларам.

Эта модель также ведет к ухудшению качества лесов. Истощение лесных массивов приводит к кризису обеспечения деревообрабатывающих предприятий сырьем, лесные ресурсы удаляются от центров переработки, что вызывает удорожание лесозаготовок и транспортировки древесины.

Решением проблемы может стать переход к интенсивному использованию и воспроизводству лесов. Это предусмотрено Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года. Документ утвержден распоряжением правительства от 26. 09. 2013 № 1724-р. Речь идет об обеспечении максимальной экономической эффективности на протяжении всего лесного цикла: от лесовосстановления до рубки спелого древостоя при сохранении естественного восстановления лесов биологического разнообразия.

По предварительным расчетам, участки, на которых будет вестись интенсивное лесопользование, первоначально составят всего 5-6% от общей площади. При развитии транспортной сети и формировании дополнительных потребителей мелкотоварной древесины возможно расширение этой зоны до 15%, а по средней и южной тайге – до 20%.

Задействовать в интенсивном лесном хозяйстве значительно большие площади нецелесообразно. Как показал опыт стран, уже реализующих интенсивную модель, при увеличении доли высокопроизводительных искусственных лесов надо принимать меры по повышению их устойчивости и сохранению природного биоразнообразия.

Внедрение интенсивной модели потребует изменения нормативной основы отношений в лесной сфере, в частности правил заготовки древесины, лесовосстановления, наставлений по уходу за лесами.

В рамках апробации новых методов хозяйствования Минприроды выделены лесные районы, которые территориально тяготеют к крупным деревообрабатывающим центрам. В пилотные регионы вошли Республика Карелия, Республика Коми, Красноярский край и Пермский край, а также Архангельская, Ленинградская, Вологодская и Иркутская области.

Зарубежный опыт использования интенсивной модели лесного хозяйства, а также анализ на примере предприятий с арендной базой в Ленинградской и Иркутской областях показал эффективность перехода на интенсивную модель как в краткосрочном периоде (10–20 лет), так и в долгосрочной перспективе (100 лет и более).

Проведенные расчеты и экспертные оценки позволяют прогнозировать рост объема заготовки древесины от возобновления до финальной рубки древостоя с 2 до 3,5 куб. метров на гектар для северной тайги. В долгосрочной перспективе прогнозируется увеличение выхода ценных сортиментов, в частности, увеличение доли фанерного кряжа на 15–20%, пиловочника – до 60–65%.

Анализ экономических показателей показывает, что, несмотря на увеличение затрат, связанных с восстановлением лесов и уходом за ними,

прибыль предприятий в целом может увеличиться в 1,5 раза, достигая сопоставимости со Скандинавскими странами. При этом экономическая эффективность в долгосрочной перспективе в 2,5 раза превысит показатели традиционной модели.

Следующим шагом в рамках перехода на интенсивную модель будет внесение соответствующих изменений в лесные планы регионов и лесохозяйственные регламенты лесничеств. После чего арендаторы лесных участков смогут внести изменения в проекты освоения лесов и приступить к работе по новым нормативам.

При этом первоочередным вопросом станет проведение лесоустройства в зоне интенсивного лесного хозяйства. Выполнение этих мероприятий потребует соответствующего финансирования как со стороны государства, так и со стороны предпринимательского сообщества.

Подготовила Анна Соколова,
ТПП-Информ

http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal