Правительство Ленинградской области сообщило, что регион готовит для своих лесов тридцать миллионов сеянцев деревьев в восьми лесных питомниках региона, что они будут высажены весной 2019 года, и что Ленинградская область удерживает лидерство среди субъектов РФ по лесовосстановлению. Ссылка на сообщение на сайте Администрации Ленинградской области:
Хорошо это или плохо?
Посадка леса в нашем обществе воспринимается как что-то однозначно доброе, правильное и полезное, поэтому для кого-то сам вопрос — хорошо это или плохо, что в Ленобласти выращивают тридцать миллионов молодых деревьев и собираются их посадить в лес в 2019 году — может звучать кощунственно. Но на самом деле здесь далеко не все просто и однозначно.
Тридцать миллионов сеянцев — это действительно очень большое количество, позволяющее посадить лес на большей части сплошных вырубок последнего года на территории Ленинградской области. Еще какое-то небольшое количество сеянцев может завозиться в Ленинградскую область из некоторых других регионов, где выращивают посадочный материал из районированных для Ленобласти семян. Так что с количеством посадочного материала в Ленинградской области действительно все более или менее в порядке.
Но, как известно, посадить лес — не значит вырастить. В Ленинградской области для лесовосстановления выращивают и используют практически исключительно сеянцы хвойных пород, главным образом сосны и ели — потому, что это хозяйственно ценные породы деревьев, традиционно наиболее востребованные лесозаготовителями. Сеянцы широколиственных пород деревьев (дуба, клена, ясеня, вяза, липы и других) в лесных питомниках Ленинградской области почти не выращивают и для лесовосстановления практически не используют — хотя с точки зрения формирования здоровых и устойчивых лесных насаждений это в некоторых случаях было бы правильно. Береза, осина, ива в огромных количествах вырастают на вырубках и заброшенных землях сами, в питомниках их в сколько-нибудь промышленных количествах тоже в Ленобласти никто не выращивает. По большому счету, лесовосстановление в Ленинградской области проводится для того, чтобы получить вместо вырубленных лесов новые молодые леса с преобладанием хозяйственно ценных хвойных пород — сосны или ели.
Чтобы эти молодые леса вырастить, недостаточно просто посадить на вырубке сеянцы сосны или ели. Успех зависит от правильной подготовки почвы и технологии посадки, качества посадочного материала и работ по посадке, а главное — от последующего ухода. Уход за лесными культурами (искусственно восстановленными молодыми лесами) в норме занимает 15-20 лет после посадки и включает в себя три основные стадии: агротехнический уход — подавление мешающей росту сеянцев травянистой растительности, осветление — удаление мешающей росту сеянцев поросли быстрорастущих лиственных деревьев и кустарников, и прочистку — разреживание молодого леса до оптимальной густоты, с удалением оставшихся нежелательных деревьев. Если что-то из перечисленного будет сделано плохо или не будет сделано вовсе — результата лесовосстановления не будет, или он окажется неудовлетворительным.
В Ленинградской области, к сожалению, многие из этих работ выполняются плохо — поэтому из огромного количества ежегодно выращиваемых и высаживаемых сеянцев очень мало что вырастает. Основная часть создаваемых лесных культур в Ленинградской области гибнет, а большая часть труда, затрачиваемого на выращивание и посадку сеянцев, оказывается затраченной впустую.
В 2017 году в Ленинградской области были проведены две независимые от органов государственной власти и лесопользователей оценки результатов работ по воспроизводству лесов. Одна была организована Гринпис и касалась девяти лесничеств западной части региона, другая — ООО «Лесэкспертиза» и касалась бассейна реки Смородинки на Карельском перешейке. Обе оценки показали крайне неудовлетворительные результаты лесовосстановления, проводившегося в прошлые годы (начиная с 80-х годов прошлого века по настоящее время).
Вот один из выводов по результатам обследования, организованного ООО «Лесэкспертиза», по результатам лесовосстановления на вырубках 2002-2008 гг.: «Обследовано 169 га старых вырубок. Из них на 16 га (9%) — лесовосстановление едва удовлетворительное с долей хвойных 1-4 единицы, на 153 га (91%) – лесовосстановление отсутствует или неудовлетворительное. Причина: состояние вырубок после рубки не отслеживается, возобновление как искусственное, так и естественное при отсутствии агротехнического и лесоводственного уходов заглушается травянистой растительностью или лиственными, часто ивой древовидной и ольхой». Ссылка:
А вот один из выводов по результатам обследования, организованного Гринпис: «Несмотря на то, что во всех случаях при искусственном лесовосстановлении создавались культуры хвойных пород (в 78% случаев — ели, в 22% случаев — сосны), в абсолютном большинстве случаев на местах старых рубок сформировались насаждения, относящиеся к лиственному хозяйству (с преобладанием в господствующем пологе березы и осины). Какого-либо значимого влияния наличия хвойных лесных культур на то, какие насаждения в конечном итоге сформировались на местах старых рубок — хвойные или лиственные — не выявлено. Вклад искусственного лесовосстановления в формирование господствующего полога древостоя в большинстве случаев оказался или нулевым, или незначительным». Ссылка:
Проблемы, ведущие к безуспешности лесовосстановления, могут возникать на любом из этапов — от выбора технологии лесовосстановления (обычная для Ленобласти посадка сеянцев в дно борозды часто ведет к вымоканию и гибели сеянцев, или к очень слабому развитию из-за затенения травянистой растительностью) до отсутствия правильного и своевременного ухода. В результате из тех лесных культур, которые создавались в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века — которые сейчас уже должны были бы выйти из периода ухода за молодняками — в Ленинградской области почти ничего не выросло; а поскольку ситуация с уходом в целом по региону за последние десятилетия не улучшилась, такая же судьба ждет основную часть лесных культур, высаженных уже в нынешнем веке (основная часть этих культур уже тоже погибла или безнадежно отстала в росте от пионерных лиственных деревьев).
Почему все это безобразие не выявляется в ходе так называемого «государственного мониторинга воспроизводства лесов», предусмотренного статьей 61.1 Лесного кодекса РФ, введенного в 2014 году? Потому, что порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов, утвержденный приказом Минприроды России от 19 февраля 2015 года № 59, предусматривает оценку только промежуточного результата лесовосстановления — того, что достигается ко времени так называемого «отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса». Это «отнесение», которое раньше называлось «переводом в покрытую лесом площадь», представляет собой важный административный ритуал, но к реальному воспроизводству лесов имеет очень малое отношение, поскольку приходится примерно на середину периода уходов за молодняками. Поэтому и государственный мониторинг воспроизводства лесов в реальности практически ничего не отражает.
Так что при сохранении существующих технологий и качества посадки лесных культур, и существующих подходов к уходу за ними — из этих тридцати миллионов сеянцев хвойных деревьев, которые сейчас выращиваются в лесных питомниках Ленинградской области, ничего не вырастет. Единственный результат, которого таким образом достигает Ленинградская область — это официальное, «на бумаге», лидерство среди субъектов РФ по лесовосстановлению. С точки зрения благополучия областных чиновников, отвечающих за леса — это, конечно, очень важный результат; но с точки зрения нынешнего и будущего состояния самих лесов — он практически совсем ничего не значит.