Кто уничтожает последнюю дикую тайгу в Архангельской области

 

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро состоялась знаменитая конференция ООН по окружающей среде и развитию, провозгласившая, что охрана окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития, и давшая начало множеству международных и национальных природоохранных инициатив. Одним из следствий конференции 1992 года и общего подъема интереса к вопросам охраны природы стало развитие добровольной лесной сертификации. В 1993 году появилась система FSC (Forest Stewardship Council), которая, согласно первоначальному замыслу, должна была решить две главные задачи: во-первых, позволить представителям разных сторон (экологической, экономической, социальной) договорится о принципах и критериях правильного управления лесами, и во-вторых, выделить из общей массы лесопользователей и производителей лесной продукции тех, кто этим принципам и критериям соответствует.

Двадцать лет назад, когда развитие системы FSC только начиналось, многие природоохранные организации возлагали на нее очень большие надежды. Тогда казалось очевидным, что с течением времени жители экономически развитых стран будут все более ответственно относиться к своим покупкам, и все более стремиться покупать продукцию, произведенную в результате экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления лесами — в действительности так оно и оказалось. Предполагалось, что система FSC позволит ответственным покупателям понять, какая именно продукция произведена в результате правильного управления лесами, и тем самым обеспечит ее производителям серьезные рыночные преимущества. Главная надежда состояла в том, что эти рыночные преимущества станут мощным стимулом к повышению качества управления лесами, сохранению лесов высокой природоохранной ценности, обеспечению постоянства пользования лесом.

В России одним из главных центров развития системы FSC стала Архангельская область — первый сертификат в этом регионе был выдан в 2000 году, а уже во второй половине нулевых в систему FSC оказалось прямо или косвенно вовлечено большинство крупных и средних лесопользователей этого региона. Система FSC позволила сгладить или даже прекратить многие экологические конфликты конца девяностых и начала нулевых, обеспечила продукции архангельского лесного сектора достойное место на самых экологически чувствительных рынках Европы. Теперь она воспринимается как продукция «экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного» управления лесами. Вот только система управления лесами в регионе практически не поменялась — суть ее по-прежнему составляет бесхозяйственное экстенсивное лесопользование, ведущее в конце концов к уничтожению диких таежных лесов, запустению и гибели лесных поселков.

Анализ потерь малонарушенных лесных территорий Архангельской области за 2016-2017 гг. и их связи с добровольной лесной сертификацией

В сентябре 2016 года Шестой всемирный конгресс по охране природы, в работе которого приняли участие представители 170 государств, принял специальное решение по сохранению коренных лесов, в том числе малонарушенных лесных территорий (далее — МЛТ) — решение 48 (Motion 48). В нем говорится, что конгресс призывает государства, частный сектор и международные финансовые институты избегать потерь первичных лесов и МЛТ, способствовать их сохранению, наращивать усилия по созданию для этой цели крупных и связных особо охраняемых природных территорий, вовлекать коренные народы и местные сообщества в работу по сохранению этих лесов и поддерживать их усилия.

В сентябре 2014 года Генеральная ассамблея FSC приняла так называемую «инициативу 65» (Motion 65), предусматривающая сохранение малонарушенных лесных территорий. Это решение предусматривало разработку новых редакций национальных стандартов FSC, направленных на сохранение МЛТ, или, если соответствующие стандарты не получится ввести в действие до конца 2016 года — сохранение в границах каждого сертифицируемого лесного участка не менее 80% от общей площади МЛТ.

В России одним из регионов, для которых особо актуальны оба эти решения, является Архангельская область. Здесь сохранились крупные и особо значимые в масштабах Европы МЛТ, в том числе уникальные для своих природных зон (в первую очередь равнинной средней и северной тайги), и здесь наиболее развита система добровольной лесной сертификации FSC (Архангельская область является важнейшим историческим центром развития этой сертификации в России). Поскольку после одного из вышеупомянутых решений прошел год, а после второго — три года, уже нужно подвести первые итоги.

Проведенная Гринпис оценка сокращения МЛТ Архангельской области за последний год (с конца лета 2016 года по начало осени 2017 года, в зависимости от доступных безоблачных космоснимков) показывает, что:

Motion 48 Шестого всемирного конгресса по охране природы и Motion 65 Генеральной ассамблеи FSC 2014 года не привели к улучшению охраны МЛТ в Архангельской области;

в абсолютном большинстве случаев виновниками уничтожения МЛТ являются лесные предприятия, управление лесами которых сертифицировано по системе FSC, или приобретающие FSC-контролируемую древесину (FSC CW);

из 12 МЛТ Архангельской области за время существования системы FSC только по двум приняты решения, соответствующие Motion 48 и Motion 65, в трех за последний год не отмечена разрушительная деятельность, и в семи — ведутся уничтожающие МЛТ рубки, древесина от которых потребляется FSC-сертифицированными предприятиями.

Кроме того, сертифицированные предприятия вовлечены в уничтожение особо ценных коренных лесов, не являющихся МЛТ.

Средние потери площади МЛТ в Архангельской области составляют около 1,2% в год, причем основная часть этих потерь приходится на центральные и западные районы с продуктивными лесами и высоким уровнем биологического разнообразия. В МЛТ в центральной части Двинско-Пинежского междуречья средние потери превышают 2% в год, а в целом с 2000 по 2017 гг. эта МЛТ потеряла 27% своей площади.

В ближайшем будущем потери МЛТ в Архангельской области могут значительно увеличиться. Летом 2017 года в федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов были включены два проекта ООО «Поморская лесопильная компания» и ЗАО «Лесозавод 25», предусматривающие строительство в Архангельске новых очень крупных лесопильных предприятий.

Если оба предприятия будут построены — им потребуются огромные дополнительные объемы хвойного пиловочника, запасы которого в лесах региона и так уже предельно истощены. Чтобы обеспечить новые предприятия сырьем, региональные власти будут вынуждены отдать в рубку очень большие площади лесов высокой природоохранной и социальной ценности, в том числе МЛТ.

С 2000 года Архангельская область является важнейшим центром развития добровольной лесной сертификации по системе FSC в России. Сейчас в сертификацию по системе FSC вовлечены почти все крупные и средние лесные предприятия региона — или через сертификацию управления лесами, или через систему FSC-контролируемой древесины. Такая ситуация — когда FSC прямо или косвенно охватывает практически весь лесной сектор — сохраняется в Архангельской области на протяжении уже целого десятилетия.

Формально система FSC требует сохранения лесов высокой природоохранной ценности, в том числе МЛТ (принцип 9, Motion 65, Российский национальный стандарт лесоуправления по схеме FSC и т.д.). Однако, на практике широкое распространение системы FSC в Архангельской области не привело к сокращению ежегодных потерь МЛТ:

В 2016 году в Архангельской области начала развиваться другая система — PEFC; пока она не успела заметно повлиять на практику управления лесами.

Абсолютное большинство потерь МЛТ в Архангельской области связано с деятельностью сертифицированных компаний. Лишь 3,6% потерь МЛТ не связаны явно и прямо с деятельностью сертифицированных компаний.

МЛТ, по которым приняты решения, соответствующие Motion 48 и Motion 65
Малонарушенных лесных территорий, по которым за время развития лесной сертификации в Архангельской области приняты такие решения, две — это лесные массивы на Онежском полуострове (где постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. № 153 создан национальный парк «Онежское Поморье»), и в верховьях реки Вашки на границе с Республикой Коми (где постановлением Правительства Архангельской области от 24 ноября 2015 года № 475-пп создан заказник Уфтюго-Илешский).

Эти ООПТ не обеспечивают полного сохранения соответствующих МЛТ, но они:

— являются крупными и связными, что соответствует Motion 48 (в случае с Уфтюго-Илешским заказником — с учетом создаваемого рядом заказника в Республике Коми);

— обеспечивают ясные, существенные, новые, долгосрочные природоохранные и социальные выгоды согласно Motion 65.

Лесопользование в этих МЛТ все еще нуждается в улучшении — в частности, необходима организация охранной зоны национального парка «Онежское Поморье», выделение особо защитных участков леса в местах концентрации редких видов к югу от Уфтюго-Илешского заказника, обеспечение правильного лесного хозяйства на пройденных рубками участках и неистощительности использования хвойных лесов.

Однако в целом хозяйственную деятельность на этих территориях можно считать приемлемой с точки зрения сохранения малонарушенных лесных территорий, соответствия Motion 48 Шестого всемирного конгресса по охране природы и Motion 65 Генеральной ассамблеи FSC 2014 года. Срочных действий со стороны FSC в этих МЛТ не требуется.

МЛТ в центральной части Двинско-Пинежского междуречья

МЛТ в центральной части Двинско-Пинежского междуречья представляет крупнейший в Европе участок дикой равнинной средней тайги (и отчасти северной). Для сохранения ее наиболее ценной части Лесным планом и Схемой территориального планирования Архангельской области предусматривается создание заказника «Верхнеюловский» площадью 489 тыс. га. Оптимальным сроком для его создания был 2017 год, объявленный указами Президента РФ «Годом экологии» и «Годом особо охраняемых природных территорий». Однако, из-за несогласия крупнейших лесопользователей с конкретными границами заказник в 2017 году создать не получится — ни на первоначально запланированной площади, ни на минимально приемлемой с природоохранной точки зрения (300-350 тыс. га, что составляет 26-30% от площади МЛТ в 2000 году).

Причиной ожесточенного сопротивления компаний-лесопользователей созданию заказника на запланированной или даже уменьшенной в 1,4 — 1,6 раза площади является катастрофическое истощение прилегающих лесов, в том числе в результате деятельности сертифицированных компаний. Гринпис еще в 2014 году установил и доказал, что FSC-сертифицированные компании используют хвойные леса Двинско-Пинежского междуречья совершенно истощительным образом.

Невозможность создания заказника из-за отсутствия согласия сертифицированных компаний-лесопользователей с его границами означает, что:

во-первых, в Двинско-Пинежском междуречье отсутствует решение по сохранению МЛТ, обеспечивающее ясные, существенные, новые, долгосрочные природоохранные и социальные выгоды — то есть, согласно Motion 65, отсутствуют основания для освоения «ядра» МЛТ, которое «по умолчанию» должно составлять не менее 80% от исходной площади МЛТ в пределах каждого лесного участка (а допустимые 20% в интенсивно используемых лесных участках уже освоены);

во-вторых, выделявшиеся ранее «зоны моратория» не могут быть без больших потерь преобразованы в особо охраняемую природную территорию — то есть наиболее распространенный в FSC механизм «сохранения МЛТ» на самом деле таковым не является, а фактически всего лишь определяет, в каком порядке будут осваиваться и вырубаться разные части МЛТ.

Несертифицированные предприятия-лесопользователи Двинско-Пинежского междуречья или входят в состав крупных холдингов и обеспечивают древесиной их FSC-сертифицированные перерабатывающие предприятия, или поставляют как минимум часть своей продукции в рамках системы FSC-контролируемой древесины.

Произведенная из всей этой древесины продукция поступает к потребителям как сертифицированная (FSC или FSC mix), из-за чего может ошибочно восприниматься ими как полученная в результате «экологически приемлемого, социально выгодного и экономически жизнеспособного» управления лесами. Таким образом, FSC является ключом, открывающим для заготовленной в результате истощительного лесопользования в МЛТ древесины и произведенной из нее продукции экологически чувствительные рынки, и, следовательно, одной из движущих сил уничтожения МЛТ.

Прочие МЛТ, в которых рубки ведут FSC FM сертифицированные предприятия

Ситуация в остальных МЛТ, где ведутся рубки и создается соответствующая инфраструктура, аналогична ситуации в Двинско-Пинежском междуречье, с той только разницей, что в остальных МЛТ в зонах интенсивного лесопользования нет официально планируемых крупных новых ООПТ. Для этих рубок характерны те же проблемы:

— отсутствие мер, обеспечивающих долгосрочное и гарантированное сохранение хотя бы «ядер» (наиболее важных и ценных участков);

— быстрое истощение хвойных лесов, вынуждающее лесопользователей осваивать все новые участки малонарушенных лесных территорий.

Прочие МЛТ, древесину из которых используют FSC CW сертифицированные предприятия

Многие крупнейшие предприятия лесного сектора Архангельской области и соседних регионов приобретают сырье для переработки в рамках системы так называемой «FSC-контролируемой древесины». В настоящее время эта система находится в переходной стадии: новый стандарт FSC-STD-40-005 V3-1 Requirements for Sourcing FSC Controlled Wood (Требования к закупкам FSC-контролируемой древесины) вступил в силу с 1 июля 2016 года, и должен полностью выполняться с 1 января 2018 года.

Согласно этому стандарту, покупаемый материал не должен заготавливаться в ходе коммерческой лесозаготовки на МЛТ и не должен заготавливаться на территориях, где хозяйственная деятельность способствует/увеличивает фрагментацию МЛТ.

Кроме того, принцип 9 FSC гласит, что «система лесоуправления в лесах высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) должна способствовать поддержанию или улучшению характеристик, определяющих статус этих лесов». Motion 65 и многие другие документы FSC однозначно говорят о том, что МЛТ в понимании FSC входят в состав ЛВПЦ.

Ранее действовавшая редакция стандарта по контролируемой древесине — FSC-STD-30-010 V2-0 и FSC-STD-40-005 V2-1 — требовали, чтобы в рамках FSC-контролируемой древесины не приобреталась древесина, заготавливаемая в лесах, где высокие природоохранные ценности подвергаются угрозе при лесопользовании.

Несмотря на это, в Архангельской области широко распространены случаи, когда древесина, полученная при разрушительных для МЛТ рубках, приобретается в рамках FSC-контролируемой древесины напрямую или через цепочки несертифицированных посредников. С такими случаями связано 36,6% потерь МЛТ в Архангельской области за рассматриваемый период 2016-2017 гг.

Это означает, что на практике в Архангельской области сертифицированными предприятиями, их поставщиками и торговыми партнерами в рамках FSC-контролируемой древесины:

во-первых, не соблюдается принцип 9 FSC (применительно к малонарушенным лесным территориям);

во-вторых, не соблюдаются старые стандарты, относящиеся к FSC-контролируемой древесине — FSC-STD-30-010 V2-0 и FSC-STD-40-005 V2-1;

в-третьих, новый стандарт FSC-STD-40-005 V3-1, который должен был постепенно вводиться в действие в период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года, пока тоже не работает.

Потери МЛТ, связь которых с лесной сертификацией не установлена

На потери, связь которых с лесной сертификацией не установлена, приходится всего 3,6% от общих потерь площади малонарушенных лесных территорий в Архангельской области за рассматриваемый период.

Часть этих потерь совершенно точно не связана с деятельностью сертифицированных по системам FSC или PEFC компаний — рубки ориентируются на местные потребности и местный рынок, на котором добровольная лесная сертификация пока не играет совсем никакой роли. Другая часть этих потерь может быть связана с деятельностью сертифицированных компаний, но имеющиеся данные не позволяют такую связь установить. Все спорные и неясные случаи, при которых связь между деятельностью сертифицированных предприятий и потерями МЛТ нельзя было однозначно и бесспорно установить, включены в данный раздел.

Рубки особо ценных коренных лесов, не являющихся МЛТ

Главным сводным источником информации по лесам высокой природоохранной ценности в регионах Северо-Запада России является опубликованная в 2011 году книга «[u]Сохранение ценных природных территорий Северо-Запада России Анализ репрезентативности сети ООПТ Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Мурманской областей, Республики Карелии, Санкт-Петербурга[u]«). Книга подготовлена группой ведущих российских специалистов по территориальной охране природы с участием экспертов из Финляндии, и отражает ситуацию примерно на 2010-2011 годы.

Наиболее ценной категорией коренных лесов, не входящих в состав малонарушенных лесных территорий, являются малонарушенные лесные массивы, имеющие меньшую площадь, чем МЛТ, зато встречающиеся иногда в тех районах, где очень крупных массивов дикой лесной природы уже не сохранилось, в том числе в наиболее продуктивных лесах с очень высоким уровнем биологического разнообразия.

Формально система добровольной лесной сертификации FSC требует сохранения и этих лесов (как и вообще лесов высокой природоохранной ценности). Вот что говорит об этом принцип 9 FSC в его действующей редакции: «Система лесоуправления в лесах высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) должна способствовать поддержанию или улучшению характеристик, определяющих статус этих лесов. Решения в отношении лесов высокой природоохранной ценности должны приниматься в контексте “Подхода учета возможных последствий”.

Полный анализ потерь малонарушенных лесных массивов и других лесов высокой природоохранной ценности, а также связи этих потерь с деятельностью сертифицированных предприятий, пока не проводился. Однако, ситуация с отдельными массивами, расположенными в южной части Архангельской области, показывает, что эти леса высокой природоохранной ценности уничтожаются с огромной скоростью, в том числе за счет деятельности FSC-сертифицированных предприятий.

Приведенные ниже примеры показывают, что система FSC не только не гарантирует сохранение лесов высокой природоохранной ценности, находящихся в аренде сертифицированных предприятий, но и допускает уничтожение конкретных массивов этих лесов в течение очень короткого времени, сравнимого со сроком действия одного сертификата.

Заключение и выводы

Приведенные выше и в приложениях данные свидетельствуют о том, что в Архангельской области при сертификации лесных предприятий по системе FSC массово не соблюдаются требования этой системы, ее решения, принципы и стандарты, в том числе:

принцип 9;

решение Генеральной ассамблеи 2014 года — Motion 65;

стандарты, относящиеся к закупкам FSC-контролируемой древесины.

Это означает, что на практике система FSC в части сохранения лесов высокой природоохранной ценности и обеспечения экологически приемлемого управления лесами не работает. Фактическая роль FSC в Архангельской области не соответствует заявленной миссии FSC.

В данном обзоре не анализируются социальные и экономические аспекты лесной сертификации по системе FSC. Однако, отсутствие качественного лесного хозяйства (которое могло бы дать местному населению многочисленные и постоянные рабочие места), случаи банкротства и прекращения деятельности ранее сертифицированных предприятий говорят о том, что с социальной выгодностью и экономической жизнеспособностью у FSC-сертифицированных предприятий тоже не все в порядке.

Все это говорит о том, что в Архангельской области сложилась крайне неблагополучная ситуация с добровольной лесной сертификацией по системе FSC. Вместо продвижения экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления лесами FSC фактически поддерживает традиционную экстенсивную (бесхозяйственную) модель лесопользования, ведущую к уничтожению лесов высокой природоохранной ценности.

Для исправления ситуации, сохранения оставшихся лесов высокой природоохранной ценности и репутации FSC необходимо принятие срочных и эффективных мер.

Во-первых, необходимо создание авторитетной независимой рабочей группы для детального изучения причин сложившейся ситуации и выработки предложений по ее исправлению (в том числе по сохранению МЛТ и других ЛВПЦ, по развитию качественного лесного хозяйства в ранее освоенных лесах, по обеспечению неистощительности лесопользования в хвойных лесах).

Во-вторых, необходимы меры, обеспечивающие сохранность территории планируемого заказника «Верхнеюловский» до принятия окончательного и бесповоротного решения о его создании и о конкретных границах. До создания заказника лесозаготовительная деятельность FSC-сертифицированных компаний в его границах (согласно действующей редакции Лесного плана Архангельской области) должна быть прекращена или сертификаты должны быть отозваны.

В-третьих, необходимо обеспечить повсеместное соблюдения индикатора «по умолчанию», установленного Motion 65, подразумевающего полное сохранение по меньшей мере 80% от площади МЛТ, попадающей в границы каждого сертифицированного участка (кроме МЛТ на Онежском полуострове и в верховьях р. Вашки, по которым приняты решения о создании ООПТ, соответствующие Motion 65).

В-четвертых, органы сертификации должны рассмотреть все приведенные в данном обзоре случаи, когда деятельность FSC-сертифицированных предприятий привела к сокращению или уничтожению МЛТ или иных ЛВПЦ, и принять соответствующие меры, предусмотренные стандартами и правилами FSC, вплоть до приостановки или прекращения действия сертификатов.

Соответствующие обращения будут направлены в органы сертификации.

Приложения к «Анализу потерь малонарушенных лесных территорий Архангельской области за 2016-2017 гг. и их связи с добровольной лесной сертификацией»

 

http://www.forestforum.ru/