Кто такие «регионы-двоечники», и отстранят ли их от управления лесами

 

За последние несколько дней в российских СМИ появилось множество сообщений о том, что Минприроды России составило рейтинг эффективности регионов по управлению лесами, о местах, которые в этом рейтинге заняли те или иные субъекты РФ, и о том, что у «регионов-двоечников» могут отобрать лесные полномочия. Вот одна из первых и наиболее подробных публикаций на эту тему (в издании «Известия»):

«Регионы-двоечники» отстранят от управления лесами. Антилидерами нового рейтинга Минприроды по управлению лесами оказались многие субъекты Дальневосточного и Сибирского округов

Никаких ссылок на официальную информацию, размещенную в открытых источниках, в этих публикациях не приводится. Достоверно неизвестно, о каком именно рейтинге идет речь, но можно предположить, что первоисточником является уже довольно давнее (от 6 марта 2017 года) письмо министра Минприроды России С.Е.Донского в Правительство РФ «Об эффективности исполнения в 2016 году субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений». Поскольку о результатах рейтинга лучше судить по первичным документам, чем по публикациям в СМИ — приводим это письмо с приложением полностью (см. ниже).

Отметим, однако, что рейтинг составляется на основе официальных отчетов об исполнении переданных лесных полномочий и тому подобной формальной отчетности; отчетность же эта часто не имеет совершенно ничего общего с действительностью (например, в официальную статистику по землям лесного фонда попали лишь 38% от общей площади лесных и нелесных земель, пройденных лесными пожарами, выявленных с помощью федеральной информационной системы дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз; статистика по лесовосстановлению ежегодно показывает многие сотни тысяч гектаров «восстановленных» лесов — но из-за отсутствия должного ухода за молодняками все это «лесовосстановление» в подавляющем большинстве случаев никак не влияет на то, чем зарастают вырубки и гари, и т.д.). Официальная лесная отчетность в основном представляет собой «липу», причем в разных субъектах РФ и по разным показателям она по-разному отличается от действительности — поэтому и любой рейтинг управления лесами или исполнения переданных регионам лесных полномочий, основывающийся на этой отчетности, тоже неизбежно является липовым.

Кроме того, переданные субъектам РФ лесные полномочия сильно недофинансируются — опять же, по-разному в разных частях страны. В качестве примера приведем свежую цитату из интервью врио главы Республики Бурятия А.С.Цыденова агентству ТАСС: «у республики есть полномочия по тушению лесных пожаров, деньги на эти цели выделяет федерация. По нормативу нам нужно более 2 млрд рублей, а получаем около 300 млн» (ссылка).

Бурятия — не худший субъект РФ с точки зрения финансирования переданных ему лесных полномочий; некоторые дальневосточные регионы получают еще меньшую долю от того, что должны получать для полноценной охраны лесов и организации лесного хозяйства в рамках нынешнего лесного законодательства. Более того — львиная доля тех денег, которые регионы получают на исполнение переданных лесных полномочий, уходит на организацию разнообразной отчетности и документооборота, так что на реальную работу в лесу остаются совершенные крохи. Этих крох чаще всего хватает только на имитацию кипучей деятельности; именно она, эта имитация, и служит основой для всевозможных рейтингов.

Могут ли федеральные власти принять решение об изъятии лесных полномочий у тех субъектов РФ, которые плохо эти полномочия исполняют, или плохо имитируют их исполнение? Могут — поскольку федеральным властям тоже нужно показывать, что они предпринимают каке-то меры по наведению порядка в лесах страны. Но вероятность этого невелика, поскольку в условиях безумного лесного законодательства и радикальной нехватки денег на управление лесами такая передача по сути ничего не изменит — кроме того, что за бардак в лесах тех регионов, у которых будут изъяты лесные полномочия, отвечать придется уже не субъектам РФ, а уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. В любом случае, действующее законодательство предусматривает возможность изъятия лесных полномочий только с 1 января очередного года — к этому времени нынешние разговоры об язъятии лесных полномочий, скорее всего, забудутся, как забылись к концу года аналогичные прошлогодние разговоры.

http://www.forestforum.ru/