Современная отечественная практика образования стоимости леса на корню находится в прямой зависимости от решений федеральных органов исполнительной власти общей компетенции – Правительства Российской Федерации, которое в административном порядке устанавливает минимальный порог стоимости леса на корню, независимо от рыночного ценообразования на круглые лесоматериалы.
Остается загадкой, какие экономические факторы учитывают при введении ежегодных повышающих коэффициентов к минимальным ставкам арендной платы за пользование лесными участками.
Такой императивный административнорыночный подход к ценообразованию экономически не связан с динамичным рыночным ценообразованием на круглые лесоматериалы, не способен в условиях свободного рынка выдерживать баланс экономических интересов между собственником лесов и лесопользователем, создает иллюзию дешевизны российского леса, ведет к потере доходов государственного бюджета.
Дореволюционная история развития отечественных лесных отношений и современный зарубежный опыт установления цены за лес на корню показывают иную картину: корневые цены находились и находятся в прямой зависимости от рыночных цен на круглые лесоматериалы, процесс ценообразования является динамическим.
Формирование платы за лес на корню в дореволюционной России ничем не отличалось от современной практики ценообразования в зарубежных странах.
Основные виды сделок в лесном хозяйстве Финляндии
В Финляндии широко распространены два вида сделок: продажа леса на корню и продажа заготовленной древесины.
При продаже леса на корню собственник леса продает право на рубку насаждений, покупатель осуществляет заготовку древесины (крупные покупатели перепоручают заготовку субподрядчикам); обмер выполняется до начала рубки насаждений или на заводе уже готовых сортиментов. Около 82% рубок происходит по этой схеме.
По этой схеме реализуется т.н. сортиментный подход при оценке леса на корню, когда цена единицы определенного сортимента круглого леса жестко связывается с ценой леса на корню.
При продаже с так называемой поставкой (продажа уже заготовленной древесины) лесовладелец осуществляет заготовку и вывозку древесины на обочину лесной дороги или к дорогам общего пользования, обмер осуществляется у дороги или на деревоперерабатывающем заводе. По такой схеме осуществляется около 18% рубок лесных насаждений (рис. 1).
Некоторые лесовладельцы сами осуществляют заготовку, но все чаще пользуются услугами специализированных лесозаготовительных компаний.
В лесных сделках с поставкой цена единицы сортимента круглого леса называется ценой древесины у дороги.
Как видно из рис. 1 соотношение между видами лесных сделок остается относительно стабильным на протяжении 14 лет, исключение составляют небольшие «рыночные провалы» 20082009 гг., которые можно объяснить влиянием мирового экономического кризиса.
Собственник леса имеет право заключать договора куплипродажи напрямую с потенциальным покупателем, или по доверенности, воспользовавшись, например, услугами регионального лесного центра, или на основе клиентского договора с покупателем.
Договорные отношения в лесном хозяйстве Финляндии построены на основе диспозитивного принципа лесного права, при котором каждая сторона договора имеет свободу выбора в рамках гражданского законодательства.
Торговля древесиной осуществляется на основе свободы права выбора способа заключения договора куплипродажи.
Типовой формы договора (контракта) на продажу древесины на корню и порядка его составления в Финляндии не существует.
Формирование цены леса на корню в Финляндии
В Финляндии цена леса на корню устанавливается по каждой отдельной лесной сделке с высокой степенью дифференциации лесных насаждений исходя из сортиментносортного состава насаждений и рыночной конъюнктуры в данном регионе.
Форма лесной собственности не играет роли при ценообразовании на лес на корню.
Стоимость леса на корню динамична, меняется в течение года и зависит от следующих основных факторов:
– расположение лесосеки относительно рынков сбыта или переработки древесины;
– наличие транспортных путей и их состояние;
– сезон заготовки (зима или лето, в каком состоянии находятся подъездные дороги);
– качественные параметры древесной породы;
– объем заготовки древесины;
– спрос и предложение на рынке круглых лесоматериалов и др.
Таким образом, цены леса на корню устанавливаются в Финляндии в зависимости от спроса и предложения на конкретные сортименты в условиях конкуренции на рынках производства и потребления лесных ресурсов при многообразных формах собственности на леса, без прямых административных методов государственного регулирования.
Цена покупателя за лес на корню состоит из двух частей: затратной и результатной и представляет собой компенсацию затрат, которые понес собственник лесов по его выращиванию, охране, защите, управлению, по исполнению налоговых обязательств, и его чистую прибыль.
Формирование цены леса на корню идет от затратной части к результатной.
Экономическое содержание цены леса на корню – покрытие затрат по ведению лесного хозяйства и обеспечение нормы прибыли лесовладельца.
Лесохозяйственные мероприятия в Финляндии выполняет сам лесовладелец или пользуется услугами специализированных подрядчиков.
Государственная поддержка лесного хозяйства в Финляндии
Государство выделяет субсидии частным лесовладельцам при проведении ими лесохозяйственных мероприятий.
Система субсидирования устойчивого лесного хозяйства в Финляндии «Kemera», которая практикуется с 1928 г., направлена на поддержание экономики частных лесовладельцев с целью привлечения долгосрочных инвестиций в лесное хозяйство.
Субсидирование возможно в следующих случаях:
– при низкорентабельном лесном хозяйстве;
– при отсутствии лесного дохода в течение длительного периода.
Программа субсидирования охватывает следующие виды работ: лесовосстановление; возобновление слабо продуктивных насаждений; уход за молодняками и молодыми насаждениями; оздоровительная подкормка молодых насаждений; профилактика корневой губки; огневая обработка почвы; строительство лесных дорог; создание и реконструкция осушительной сети; подержание лесных экосистем; экологические проекты; заготовка топливной древесины и др.
Система субсидирования является дифференцированной. Она зависит от района ведения лесного хозяйства, сложности выполнения лесохозяйственных работ. Размер субсидий увеличивается по мере продвижения на север страны с учетом сложности выполнения работ лесного хозяйства и суровости лесорастительных условий.
Таким образом, цена леса на корню и результаты лесохозяйственной деятельности частных лесовладельцев Финляндии определяются с учетом государственной финансовой поддержки.
Помимо субсидий инструментами государственного управления являются такие административноэкономические регуляторы, как налоги, банковские проценты, антимонопольные запретительные меры. Государственные органы осуществляют мониторинг рынков древесины, оказывают консультационные услуги.
Антимонопольное законодательство в Финляндии соответствует законодательству Евросоюза, а монополии, монопсонии (ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов), картели и т.п. запрещены. Агентство по конкуренции и защите прав потребителей следит за соблюдением антимонопольного законодательства. Так, весной 2014 г. в финском суде начались слушания по делу о компенсациях, которые связаны с ущербом от деятельности в Финляндии, т.н. «ценового картеля» покупателей леса в период с 1997 г. по 2004 г.
Мониторинг корневых цен
Мониторинг корневых цен в Финляндии производится еженедельно и носит динамический характер. НИИ леса Финляндии «Metla» еженедельно формирует статистические данные по ценам леса на корню, составляет ежемесячный и среднегодовой обзоры цен.
Статистические цены на древесину на корню и на сортименты у дороги не содержат НДС.
Исследование показало, что цены леса на корню в Финляндии отличаются по регионам, также они дифференцированы для разных видов рубок по сортиментам (см. таблицу).
Цена леса на корню обычно самая высокая при главных рубках и самая низкая при первой коммерческой рубке ухода, но каждая лесосека представляет собой отдельный (уникальный) случай при заключении договора куплипродажи древесины на корню, с индивидуальной ценой.
Колебания цены леса на корню тесно связаны с изменением ситуации на рынке круглой древесины в конкретном регионе.
Цены леса на корню по различным регионам Финляндии для 2014 г.:
– пиловочник сосна: от 46,23 евро/кбм в Лапландии до 57,24 евро/кбм в KymiSavo, в среднем по стране – 55,75 евро/кбм;
– пиловочник ель: от 46,99 евро/кбм в Лапландии до 57,33 евро/кбм в Южной Финляндии, в среднем по стране – 56,53 евро/кбм;
– пиловочник береза: от 40,33 евро/кбм в Южной Финляндии до 43,24 евро/кбм в KymiSavo, в среднем по стране – 41,72 евро/кбм;
– балансовая древесина сосна: от 15,70 евро/кбм в SavoKarjala до 17,26 евро/кбм в Южной Остроботнии, в среднем по стране – 16,05 евро/кбм;
– балансовая древесина ель: от 16,75 евро/кбм в SavoKarjala до 18,53 евро/кбм в Южной Остроботнии, в среднем по стране – 17,69 евро/кбм;
– балансовая древесина береза: от 15,62 евро/кбм в KymiSavo и Лапландии до 16,77 евро/кбм в Южной Остроботнии, в среднем по стране – 15,85 евро/кбм;
– тонкомерный пиловочник сосна: от 21,62 евро/кбм в KymiSavo до 24,98 евро/кбм в Южной Остроботнии, в среднем по стране – 22,75 евро/кбм;
– тонкомерный пиловочник ель: от 23,39 евро/кбм в KainuuPohjanmaa до 26,68 евро/кбм в Южной Остроботнии, в среднем по стране – 24,35 евро/кбм.
Отличие цен на корню по регионам и центрам Финляндии объясняется региональными особенностями спроса и предложения на древесину. В регионах, где развито лесопиление, имеется большой спрос на древесину, конкуренция повышает цену. По мере увеличения расстояния вывозки древесины цена леса на корню падает. Кроме того, качество древесины и наличие разных сортиментов древесины отличаются в разных регионах Финляндии изза разности бонитетов насаждений.
Цены в сделках, осуществляемых по типу «продажа с поставкой» (продажа заготовленной древесины) различаются по основным сортиментам: пиловочник (сосна, ель и береза), балансовая древесина (сосна, ель и береза).
Дифференциация цен на древесину у дороги по территории Финляндии обосновывается особенностями спроса и предложения на древесину, расходами на заготовку древесины, расстоянием транспортировки и другими факторами. Затраты на заготовку и вывозку формируются на рынке. Чем ближе участник цепочки поставок древесины к конечному потребителю, тем больше у него возможностей получать прибыль.
Доходы и расходы в лесном хозяйстве Финляндии
В лесном хозяйстве Финляндии все мероприятия, проводимые в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, независимо от их формы собственности, направлены на максимизацию дохода, получаемого с гектара лесной площади, что соответственно ведет к увеличению стоимости самих земель.
Экономические расчеты по установлению стоимости лесных земель учитывают доходы, получаемые собственником лесов в момент главной рубки, а также доходы и расходы, полученные за весь предыдущий цикл воспроизводства лесов.
Показатель доходности от продажи древесины в Финляндии рассчитывается на гектар лесных земель, что стимулирует собственника лесов в интенсивном использовании всей площади лесного участка.
Лес рассматривается как объект надежных финансовых вложений, приносящих относительно других объектов инвестиций низкий доход, но достаточно стабильный и имеющий тенденцию постоянного вздорожания.
В Финляндии затраты на лесное хозяйство, объемы государственных субсидий, результаты от продажи леса на корню с учетом различных налоговых вычетов значительно варьируют не только по лесным центрам, но и по отдельным лесовладельцам.
Операционная прибыль (результат) собственника лесов складывается из валовых доходов за минусом расходов плюс полученные субсидии (государственная поддержка).
Например, в 2012 г. доходы владельцев частных лесов от продажи древесины составили в среднем 101 евро/га, затраты на лесовыращивание – 26 евро/га, при этом государственная поддержка составила всего 5 евро/га. Таким образом, итоговые показатели доходности производства древесины составили 80 евро/га.
Большинство финских специальных источников, отражающих результативность ведения лесного хозяйства, указывают относительную величину дохода, приходящуюся на 1 га лесной площади, в то время как отечественная отчетность отражает ставки арендной платы за 1 кбм (при заготовке древесины). В работе данные относительные величины были приведены в сопоставимый вид, что, несомненно, повлияло на точность вычислений.
При налогообложении прибыль определяют как разницу между доходами и расходами, принимая во внимание различные отчисления и вычеты, относящиеся к компенсациям при приобретении лесных угодий.
С прибыли платится подоходный налог в размере до 30% и 32% – с той части дохода, которая превышает 50 000 евро.
По имеющимся данным, в среднем налог при продаже древесины уплачивается в размере 19%, такой показатель получается, если принимать во внимание различные налоговые вычеты.
Следует отметить, что чистая прибыль финского собственника лесов по своей форме (но не по содержанию) представляет собой аналог российского экономического показателя – арендная плата за право пользования государственными лесами.
В работе средние значения чистой прибыли лесовладельца были рассчитаны путем вычитания затрат из рыночной цены круглых лесоматериалов соответствующего сортимента и сорта (см. рис.2).
Чистая прибыль лесовладельцев по лесным центрам Финляндии с учетом государственной поддержки составила:
– в 2010 г. от 9,98 евро/кбм на Аландских островах до 23,35 евро/кбм в Югозападной Финляндии, в среднем по стране – 19,85 евро/кбм;
– в 2011 г. – от 10,21 евро/кбм на Аландских островах до 24,6 евро/кбм в ХямеУусимаа, в среднем по стране – 20,22 евро/кбм;
– в 2012 г. – от 10,53 евро/кбм на Аландских островах до 22,55 евро/кбм в ХямеУусимаа, в среднем по стране – 19,08 евро/кбм.
Чистая прибыль лесовладельцев по лесным центрам Финляндии без учета государственной поддержки составила:
– в 2010 г. от 9,31 евро/кбм в Лапландии до 22,76 евро/кбм в ХямеУусимаа, в среднем по стране – 18,76 евро/кбм;
– в 2011 г. – от 7,33 евро/кбм в Лапландии до 24,03 евро/кбм в ХямеУусимаа, в среднем по стране – 19,14 евро/кбм;
– в 2012 г. – от 8,26 евро/кбм в Лапландии до 21,96 евро/кбм в ХямеУусимаа, в среднем по стране – 18,0 евро/кбм.
Полученные наименьшие, средние и максимальные значения чистой прибыли частных лесовладельцев Финляндии сравним соответственно со ставками арендной платы за заготовку древесины Ленинградской области (ЛО) (рис. 2).
Исходными данными по Ленинградской области для вышеуказанного сопоставления послужили: формула породного состава (4С3Е2Б1Ос), Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Рассчитанные наименьшие, средние и максимальные значения чистой прибыли лесовладельцев Финляндии оказались больше по сравнению с арендной платой за лесные участки по Ленинградской области соответственно:
• в 2010 г.:
– с учетом государственной поддержки – в 6,2 раза по сравнению с минимальным значением, в 5,7 раза – со средним значением, в 3,9 раза – с максимальным значением;
– без учета государственной поддержки – в 5,8 раза по сравнению с минимальным значением, в 5,4 раза – со средним значением, в 3,8 раза – с максимальным значением;
• в 2011 г.:
– с учетом государственной поддержки – в 6,4 раза по сравнению с минимальным значением, в 5,9 раза – со средним значением, в 4,2 раза – с максимальным значением;
– без учета государственной поддержки – в 4,6 раза по сравнению с минимальным значением, в 5,6 раза – со средним значением, в 4,1 раза – с максимальным значением;
• в 2012 г.:
– с учетом государственной поддержки – в 6,5 раза по сравнению с минимальным значением, в 5,4 раза – со средним значением, в 3,8 раза – с максимальным значением;
– без учета государственной поддержки – в 5,1 раза по сравнению с минимальным значением, в 5,1 раза – со средним значением, в 3,7 раза – с максимальным значением.
Однако подобные сравнения можно признать правомерными только при прочих равных условиях: степень развития лесной инфраструктуры, величина рисков, социальная нагрузка, условия банковского кредитования и пр. Таких сопоставимых условий для соседних регионов Ленинградской области и Финляндии не существует.
Выводы и сопоставления
Аналогом отечественной экономической категории «цена леса на корню» в лесном хозяйстве Финляндии является чистая прибыль лесовладельца.
Цена леса на корню в Финляндии имеет динамический характер и зависит от рыночного спроса и предложения на конкретные сортименты в момент заключения договора куплипродажи.
Цена леса на корню в лесном хозяйстве России имеет статический характер и мало зависит от рыночного спроса и предложения на конкретные сортименты в момент заключения договора куплипродажи лесных насаждений или договора аренды лесного участка.
В Финляндии цена леса на корню образуется от затратной части к результатной (чистая прибыль собственника лесов), в лесном хозяйстве России – наоборот, вначале устанавливается гарантированный рентный доход собственника лесов – государства (минимальная ставка арендной платы).
В Финляндии во всех случаях продавец ресурса является исполнителем лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, а в России эти виды деятельности разделены законодательно между частным бизнесом и государством.
Экономический смысл и содержание категории «цена леса на корню» в лесном хозяйстве Финляндии и России различны:
– в лесном хозяйстве Финляндии: покрытие затрат и образование прибыли собственника лесов;
– в лесном хозяйстве России – стоимость права пользования, рента государства, пополнение государственного бюджета;
– в лесном хозяйстве Финляндии стоимость леса на корню связана с затратами на ведение лесного хозяйства, управление лесами, рыночной конъюнктурой, в лесном хозяйстве России такой связи нет.
Форма собственности на леса в Финляндии не играет роли при формировании корневых цен.
Представители органов государственной власти в области лесных отношений оказывают консультационные услуги частным лесовладельцам, повышая тем самым их конкурентоспособность.
В лесном хозяйстве Финляндии результаты лесохозяйственной деятельности считают на 1 га лесной площади по двум схемам:
– с учетом финансовой поддержки государства;
– без учета финансовой поддержки государства.
Договорные отношения в лесном хозяйстве Финляндии построены на основе диспозитивного метода, в России типовой договор аренды лесного участка содержит множество элементов императивного характера.
Чистая прибыль лесовладельцев Финляндии (наименьшие, средние и максимальные значения) за 20102012 гг. больше рентного дохода (цены леса на корню) собственника лесов (государства) по лесам Ленинградской области в 6,5 раза по сравнению с минимальным значением, в 5,5 раза – со средним значением, в 4 раза – с максимальным значением соответственно.
Однако сравнение исключительно экономических показателей, без учета других составляющих делает такие расчеты несопоставимыми.
В.Н. ПЕТРОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ,
Т.Е. КАТКОВА,
кандидат экономических наук, доцент СПбГЛТУ