На этот вопрос News.Ykt.Ru ответил председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев. Напомним, республиканский закон «Об охране вечной мерзлоты» был принят в мае 2018 года. Сегодня, по словам Прокопьева, власти работают над порядком реализации закона.
«Правительство достаточно плотно занимается этим законом. Будут приняты подзаконные акты, механизмы реализации закона. Исходя из этого, будут предусматриваться финансовые ресурсы. Этот процесс непростой и займет много времени», — сказал он.
В республиканском законе «Об охране вечной мерзлоты» впервые на законодательном уровне дано определение понятию «вечная мерзлота» — мерзлые горные породы, характеризующиеся нулевой или отрицательной температурой, содержащие в своем составе лед и находящиеся в таком состоянии в течение длительного времени. Государственное управление осуществляется министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии и министерством архитектуры и строительного комплекса республики.
«Мы предлагаем этим законом нормировать состояние вечной мерзлоты и иных факторов, влияющих на ее состояние. Главная цель — предотвращение или снижение негативного воздействия. В законе достаточно четко прописаны права граждан и юридических лиц. Мы предлагаем регистрировать факторы, влияющие на изменение вечной мерзлоты. Прописаны мероприятия по защите населения при изменении вечной мерзлоты, в случае угрозы для жизни. Предлагаем проводить мониторинг, в том числе геотехнический, усилить государственный мерзлотный надзор, привлечь общественность. Ну и наконец, в законе предусмотрена ответственность за нарушение законодательства республики в области охраны вечной мерзлоты», — отметил Владимир Прокопьев.
По мнению народного депутата, республиканский закон должен ускорить принятие аналогичного федерального закона. Законопроект якутских парламентариев «Об охране и рациональном использовании вечной мерзлоты» почти готов к внесению в Госдуму. Проект федерального закона получил поддержку многих субъектов Дальнего Востока и Сибири, большинства научных организаций России. «Поддержка федерального центра, — считает Прокопьев, — необходима для изменения определенных стандартов, в том числе устаревших строительных норм и правил».
«Строительные стандарты утверждаются федеральным законодательством. Если для строительства 5-этажного дома забивают 8 метров сваи, то сегодня необходимо 12 метров. Это дополнительные затраты. Опасность обрушения есть в местах интенсивной деградации вечной мерзлоты, в местах техногенного воздействия. Вечная мерзлота сегодня занимает 60% территории России, поэтому мы предлагаем принять отдельный закон», — отметил он.
На вопрос, как долго принимаются законы на федеральном уровне, Прокопьев сказал, что это длительная процедура. Учитывая тот факт, что вопрос об охране вечной мерзлоты поднимается местными властями с 2014 года, процесс, видимо, действительно, не быстрый.