Как сделать лесное хозяйство Беларуси устойчивым?

— Беларусь — лесная держава. Зеленое богатство важно как для страны в целом, так и для соблюдения международных соглашений. Вместе с тем в нашем государстве имеются очень острые проблемы в отношении развития всего лесного комплекса и устойчивого воспроизводства лесных ресурсов, основные из них — экологические, институциональные и экономические. Последние связаны, прежде всего, с низким уровнем эффективности использования древесного сырья и необходимостью ускоренного роста продукции с высокой добавленной стоимостью.

Финансовый вопрос — наиболее важный из всех обозначенных. Думаю, с этим согласится и Минлесхоз. Ведь именно министерство заинтересовано в оценке опыта ведения лесного хозяйства в Финляндии, которая экономически преуспела в эффективном и высокотехнологичном использовании древесины. Уже давно параллельно ведется изучение и польского опыта.

Основываясь на практике двух стран, можно вынести очень важное заключение: успешное решение проблем воспроизводства и использования лесных ресурсов лежит в системе ценообразования — в достойном уровне цены на древесное сырье. В Финляндии и Польше она достойная, поэтому позволяет вести высокорентабельное лесное хозяйство. Нам же до их планки дохода необходимо работать и работать: повышать свою культуру, особенно в области переработки сырья и приращения добавленной стоимости.

В отношении устойчивого развития лесного хозяйства изучение финского опыта полезно, но не настолько актуально для нашей страны. Беларуси необходимо найти способ эффективного использования древесного сырья и существующих технологий, а также заниматься образованием работников лесной отрасли. Все, к чему может стремиться наша страна, присутствует в финской экономике, в том числе и в лесной отрасли. Но, естественно, чтобы нам выйти на их уровень (что значится в белорусских планах), нужно многое изменить, начиная с управления хозяйством.

Польский опыт ведение лесного хозяйства и устойчивого воспроизводства лесных ресурсов для Беларуси будет наиболее эффективен. В том числе и потому, что нам они ближе по ментальности. У страны-соседки присутствует трехуровневая система управления лесными ресурсами и в целом лесным хозяйством, а также хорошо развита контрактно-договорная основа выполнения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ.

Но и для того, чтобы достичь благосостояния Польши в этой отрасли, Беларуси необходимо решить проблему, которая прослеживается в организационной структуре управления лесным хозяйством. Сегодня лесхозы совмещают функции хозяйствования и управления лесами. Они сами себя контролируют, выделяют себе ресурсы и пользуются ими.

На мой взгляд, чтобы Беларуси развиватьтся устойчиво, необходимо перенять следующую организационную модель развития лесного хозяйства. Попробую ее нарисовать словесно. Функция управления лесами (организация лесопользования, ведения лесного хозяйства, контроль за ним) должна быть отделена от хозяйственной (от рубок ухода, рубок главного пользования). Разделить необходимо интересы собственника лесов, каковым является государство.

Для этого надо создавать самостоятельную систему в виде будущих лесхозов и бизнес-компаний. Финансовой основой для госструктур станет лишь лес на корню, так называемый «природный капитал», а для структуры хозяйствования — доход от добытой древесины (стоимость срубленного леса). Управленцы будут сдавать исполнителям лесохозяйственных работ делянки в аренду на договорной основе.

Первые шаги к такой системе управления уже сделаны. Согласно тем реформам, которые проводятся в лесном хозяйстве, предписано освободить лесничество от функций заготовки. Эту работу на себя берут лесопункты — созданные в лесхозах филиалы, которые, возможно, в будущем преобразуются в комплексные предприятия.

Высокая цена на древесное сырье поможет сохранить природные ресурсы

В Беларуси, учитывая основные проблемы и ярко выраженный экологический аспект природопользования в лесном хозяйстве, уже сегодня используется опыт Европы — существуют индикаторы устойчивого лесопользования. Однако этого недостаточно: их необходимо дополнить показателями, которые будут характеризовать уровень эффективности использования древесного сырья и воспроизводства потенциала лесов.

На первый взгляд, благодаря тому, что практически половина земель республики является лесным фондом, Беларусь представляется «зеленым» краем. Однако более глубокий анализ показывает, что белорусы несколько грешат с характером рубок: рубят таким образом, что производительность спелых насаждений (особенно ценных пород) не отвечает своему потенциалу, а иногда и ниже приспевающих насаждений. И этот коммерческий интерес в немалой степени влияет на всю систему устойчивого воспроизводства лесов.

Кроме того, необходимо обратить внимание на стоимость древесного сырья.  Если бы у нас была полностью коммерческая система реализации, то цена на древесину была бы выше. Это помогло бы зарабатывать больше и сохранять природные ресурсы. Сегодня у нас 12% спелых лесов. При этом оптимальный процент спелых в возрастной структуре лесов — 18%.

В целом, в отношении эколого-ориентированного развития лесного хозяйства у нас большие успехи. Есть что показать зарубежным гостям: начиная от лесной сертификации и заканчивая системами сохранения биоразнообразия, которое, естественно, касается и лесного хозяйства. Радует и формирование системы модельных лесов и механизма ее реализации — ландшафтное планирование.

Лесное хозяйство претендует на роль поставщика услуг

Изменения происходят на фоне структуризации всей экономической системы Беларуси. Народное хозяйство движется в сторону постиндустриального развития, в котором доминируют вместо товаров услуги, в том числе экологические. Сфера производства услуг использует меньше ресурсов и опирается на разработки, рекомендации ученых. Постепенно набирает обороты общество знания, экологизируются экономические процессы.

Когда мы говорим, что меняется система развития, это касается и системы воспроизводства лесных ресурсов. Лесное хозяйство становится инфраструктурной отраслью — попадает в сферу услуг. Но в определенный момент встает финансовый вопрос. Поэтому в данном процессе необходимо найти способы ресурсного обеспечения. Сейчас стоит задача научиться «считать» экосистемные услуги, в которые входит также система сохранения биоразнообразия. Они могут стать устойчивым дополнительным доходом. Но, чтобы их оказывать, требуется законодательное обоснование и более активное «продвижение» инструментов «зеленой» экономики и устойчивого развития.

В системе Минприроды такой основой станет ТКП «Экономическая оценка природных ресурсов административного района», который поможет определять нормативную стоимость природных территорий. Однако этого недостаточно. На мой взгляд, пора в стране активно культивировать категорию «природный капитал». В международной статистике она используется в оценке национального богатства. Белорусы не имеют ни одной основательной научной работы, в которой был бы раскрыт природный капитал как источник устойчивого развития страны.

Мой взгляд на проблему закономерно «ушел» в экономическую сторону, потому что экономика порождает различные социальные и экологические проблемы, но именно экономика их и решает, правда, с новым «духовным» наполнением. Выходом станет принятие закона «О лесной политике». В Польше и многих других странах он уже давно существует. В Беларуси пока нет цельного представления о лесной политике страны. К тому же, необходимо принять четкое определение термина «лесная политика». На мой взгляд, этот вопрос является наиболее актуальным, поскольку институциональная система развития должна стоять впереди всех остальных. На данный момент существует Лесной кодекс, однако документ о политике лесного хозяйства определит стратегическое направление развитие отрасли. Но при этом кодекс останется главенствующим.

20 января 2015 года

Александр Неверов

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и экономики природопользования БГТУ

http://www.wildlife.by