20 апреля 2017 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, создающий условно-правовые основы для массового сноса ветхого жилья в Москве, главным образом так называемых «хрущевок» — пятиэтажек, построенных в 50-е и 60-е годы прошлого века, и строительства взамен большого количества новых домов. Проектом фактически создаются возможности для «добровольно-принудительного» переселения граждан (т.е. против переселения можно будет возражать, но это вряд ли на что-нибудь повлияет), и для обхождения разнообразных ныне существующих норм типа Правил землепользования и застройки. В общей сложности под действие этого законопроекта (и, соответственно, под снос с «добровольно-принудительным» переселением жильцов) могут попасть дома общей площадью более 25 миллионов квадратных метров, в которых проживает около 1,6 миллиона человек. Общая стоимость этой программы оценивается как минимум в 3,5 триллиона рублей. Ссылки:
Соавтор закона о сносе хрущевок в Москве оценил программу в 3,5 трлн руб.
3,5 триллиона рублей — это большая сумма, которую трудно представить большинству нормальных людей, поэтому сравним ее с некоторыми лесными расходами: это стоимость охраны лесов всей России от пожаров примерно за пять тысяч лет, или размер федерального финансирования лесного хозяйства в целом примерно за тысячу триста лет, или размер финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий более чем за полторы тысячи лет. При этом сам автор отмечает, что это «предварительная» и «очень оптимистичная» оценка; практика же показывает, что крупные государственные проекты обычно обходятся существенно дороже, чем изначально предполагается (в силу коррупции, некомпетентности авторов, косолапости исполнителей, и других вполне очевидных причин).
На первый взгляд может показаться, что программа сноса московских пятиэтажек и строительства взамен их нового жилья касается только жителей Москвы и Подмосковья, тем более, что на первом этапе ее предполагается осуществлять за счет средств городского бюджета, а затем — за счет средств инвесторов. Но на самом деле это совершенно не так — программа эта самым непосредственным образом затронет жизнь всей страны, и отразится на многих отраслях экономики, в том числе (причем очень сильно) на сельском и лесном хозяйстве.
Во-первых, заявления о намерении реализовать эту программу за счет средств городского бюджета и инвесторов — это в очень большой степени лукавство. Возможно, формально так и будет: бюджетные деньги — городские, а инвесторы — частные. Но, во-первых, если эта программа начнется, да еще и при полной поддержке руководителя государства — государству при любом варианте развития событий придется находить способы сделать так, чтобы у города деньги на продолжение этой программы были (получить прямо в столице полтора миллиона недовольных граждан, зависших по вине государства где-то между сносом старого жилья и появлением нового — разумеется, никакая власть себе не пожелает). И во-вторых, крупные инвесторы в нашей стране редко бывают «частными» в современном цивилизованном понимании этого слова — чаще всего это бывает бизнес, так или иначе курируемый важными людьми, близкими к власти и способными влиять на финансовые потоки. Поскольку денег в нашем государстве уже не так много, как было несколько лет назад (из-за падения цен на главных кормильцев — нефть и газ), реализация такой крупной и дорогой программы неизбежно потребует хотя бы некоторого перераспределения денег в сторону московского строительного комплекса. И чем более бедной будет становиться страна (а она неизбежно будет становиться все более и более бедной, если нефть с газом опять не подорожают) — тем более сильным окажется это перераспределение.
Во-вторых, реализация такого крупного (по меркам России — беспрецедентно гигантского) строительного проекта потребует очень значительного перераспределения трудовых ресурсов. На гигантских новостройках, как и на гигантском сносе старых домов, кому-то надо будет работать — и представляется очевидным, что сама Москва, даже вместе с Московской областью, не сможет обеспечить все эти стройки собственными трудовыми ресурсами. Чтобы этот проект реализовать, потребуются сотни тысяч людей из других регионов — и они безусловно найдутся, поскольку людям просто приходится спасаться из экономически гибнущих районов страны. Гигантский проект по сносу пятиэтажек в Москве и по строительству нового жилья станет мощным новым двигателем трудовой миграции, и неизбежно в значительной степени ускорит отток экономически активного и трудоспособного населения из бедных районов (составляющих основную часть территории нашей страны), малых и средних городов.
Фактически программа сноса московских пятиэтажек — это очередной, причем самый крупный за последние десятилетия, проект по дальнейшей концентрации экономической деятельности в столице страны, который неизбежно приведет к ее (столицы) дальнейшему росту и дальнейшему запустению экономически неблагополучных сельских и лесных районов страны, большинства ее малых и средних городов. В этом и состоит прямой и самый очевидный механизм влияния данной программы на российское сельское и лесное хозяйство: из-за дальнейшего перераспределения ресурсов (финансовых и трудовых) в пользу столицы на большей части территории страны останется еще меньше экономически активного и трудоспособного населения, и в таких отраслях, как сельское и лесное хозяйство, во многих местах будет просто некому работать.
Эта тенденция (сверхконцентрации финансовых и трудовых ресурсов в столице и крупнейших мегаполисах, и запустения большинства сельских и лесных районов страны) отнюдь не является новой — значительная часть страны и так уже запустела, одичала и превратилась в руины; но новый гигантский столичный строительный проект эту тенденцию неизбежно усилит.