Как неисполнение президентского поручения Пр-2039, п.1.б способствует развитию взяточничества: пример из Вологодской области

 

1 сентября 2013 года Президентом РФ было дано поручение Пр-2039, п.1.б: Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда. Это очень важное поручение: по самым скромным оценкам, площадь лесов, о которых в нем идет речь, составляет в нашей стране от 60 до 100 миллионов гектаров, и часто это самые лучшие леса с точки зрения доступности и продуктивности земель, на которых они растут. Несмотря на очевидную важность этого поручения, оно до сих пор остается невыполненным, и вряд ли оно будет выполнено в ближайшем будущем — слишком много в стране людей и ведомств, заинтересованных в сохранении нынешней правовой неразберихи с лесами вне земель лесного фонда, и слишком слаб контроль за исполнением президентских поручений.

Правовая неразбериха с лесами вне земель лесного фонда приводит ко многим неблагоприятным последствиям, в том числе к развитию взяточничества. Когда закон не регулирует какие-либо важные отношения, касающиеся общественной или неразграниченной собственности — это регулирование берут на себя конкретные чиновники, часто пытаясь на нем хорошо нажиться. Наглядным примером этого служит ситуация в Сокольском районе Вологодской области, о которой сообщает Следственный комитет: по версии следствия, бывшей замглавы Сокольской районной администрации получил три крупных взятки от местного предпринимателя за право рубки на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Теперь ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

В настоящее время действие российского лесного законодательства распространяется на земли лесного фонда, а также на леса на землях обороны и безопасности, землях ООПТ, и на городские леса. У всех остальных лесов нет сколько-нибудь определенного правового статуса — законодательно не определено, кто и как за них отвечает, что в них можно делать, а чего нельзя. Именно с этим правовым хаосом было связано появление в 2013 году вышеупомянутого президентского поручения — ему скоро исполнится четыре года, но оно так и остается невыполненным; вероятнее всего, невыполненным оно встретит и свой пятилетний юбилей.

Ниже приводится сообщение Следственного комитета по поводу ситуации в Сокольском районе (ссылка).

Направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего первого заместителя главы администрации Сокольского муниципального района о крупном взяточничестве

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего первого заместителя главы администрации Сокольского муниципального района. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 6 ст. 290 УК РФ (3 преступления — получение должностным лицом через посредника взятки в виде денег, в особо крупном размере, за совершение незаконных действий), ч. 1 ст. 286 УК РФ (3 преступления — превышение должностных полномочий).

По версии следствия, в 2015 году обвиняемый лично обратился к местному предпринимателю с предложением осуществлять рубку древесой растительности, произраставшей вне лесного фонда Сокольского муниципального района, на землях, государственная собственность на которые не разграничена. При этом, согласно его предложению, он, как представитель власти, будет осуществлять покровительство и способствование в силу своего должностного положения совершению этих рубок, лично предоставлять предпринимателю права пользования указанными землями с произрастающей на них древесной растительностью, будет осуществлять общее покровительство и попустительство по службе, не пресекать его действия. За это предприниматель должен будет передавать ему в качестве незаконного вознаграждения половину чистой прибыли от реализации вырубленной древесины, на что предприниматель согласился.

Как полагают следователи, в рамках достигнутой договоренности рубки производились в 2015-2016 г.г. около д. Хаминово сельского поселения Пельшемское при передаче обвиняемому взятки в 1 млн. рублей, а также за взятки в размере 1,1 млн. рублей и 2,5 млн. рублей — около д. Нестерово сельского поселения Нестеровское. При этом местные жители ранее сообщали обвиняемому о производстве рубок древесины без правовых на то оснований, но тот не принял мер к пресечению незаконной деятельности, не сообщил информацию в правоохранительные органы.

По ходатайству следствия обвиняемому судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. На имущество обвиняемого, фиктивно оформленного на близких родственников, общей стоимостью порядка 6 миллионов рублей наложен арест.

Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
http://www.forestforum.ru/