Минприроды России проводит открытый конкурс на выполнение научных исследований в сфере сохранения и восстановления биоразнообразия и подготовку научно обоснованных предложений по его сохранению, устойчивому использованию и восстановлению. Стоит это удовольстве 16 200 000 рублей (16,2 млн. руб.), срок исполнения — около двух с половиной лет. Ссылка:
Самое интересное состоит в том, что формулировки проекта госконтракта позволяют принять в качестве результата работу практически любого уровня — от сеьезного научного исследования до студенческой курсовой не самого высокого качества. При таких формулировках технического задания единственной гарантией качества и осмысленности выполняемой работы может стать совесть исполнителя — но требование наличия совести в конкурсной документации никак не прописано. Никаких других требований и критериев качества научно-исследовательской работы, или хотя бы конкретных вопросов, на которые она должна ответить, ни в проекте государственного контракта, ни вообще в конкурсной документации, нет. Чтобы формально выполнить сутевую часть такого контракта — достаточно будет примерно недели работы человека, хотя бы на среднем уровне разбирающегося в теме работы и умеющего связно излагать свои или изящно заимствовать чужие мысли. Возможно, еще месяц понадобится на красивое оформлеие и представление результатов, и тому подобные формальности; но даже за пять недель работы специалиста среднего уровня шестнадцать миллионов бюджетных рублей — это слишком большая цена. Даже если эти пять недель работы будут разбиты на несколько этапов и растянуты на два с половиной года.
От исполнителей работы ожидаются следующие три результата:
аналитический отчет о результатах исследования правовых, организационных и финансовых механизмов стимулирования сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, применяемых в международной и зарубежной практике;
аналитический отчет о результатах исследования механизмов правового регулирования сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия в Российской Федерации;
научно-обоснованные предложения по совершенствованию правового регулирования стимулирования хозяйствующих субъектов по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия, а также методическому обеспечению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.
Кроме того, по результатам конкурса должно быть определено, будет ли исполнитель осуществлять «консультационное (по теме НИР) сопровождение заказчика, включая подготовку презентаций по теме НИР».
И это все. Напомним: за щестнадцать с лишним миллионов рублей, или чуть меньше, в зависимости от результатов конкурса.
Этот опыт явно заслуживает пристального внимания — причем не столько со стороны научного сообщества, сколько со стороны Генеральной прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы и других инстанций, интересующихся вопросами государственных закупок.