Специалистами кафедры лесного хозяйства Уманского национального университета садоводства, лесохозяйственных организаций и школ Черкасской области Украины разработана программа «Основы лесного хозяйства» для 10-11 профильных классов общеобразовательных учебных заведений. Программа «Основы лесного хозяйства» входит в официальный перечень учебных программ для 10-11 классов, утвержденных приказом Министерства образования и науки Украины от 23 октября 2017 года № 1407. Ссылки:
Программа для 10-11 профильных классов «Основы лесного хозяйства»
Приказ Министерства образования и науки Украины от 23 октября 2017 года № 1407
В кратком виде программа выглядит так (в документе приводится подробное описание того, что входит в каждый раздел) — указано время в часах занятий:
Основы лесного хозяйства для 10 класса
Введение — 2
Лесоведение — 24
Дендрология — 28
Лесосеменное дело — 30
Лесные питомники — 34
Лесные культуры — 28
Лесная зоология и охотоведение — 24
Резерв — 40
Всего — 210
Основы лесного хозяйства для 11 класса
Практическое лесоводство — 50
Таксация леса — 54
Основы лесопользования — 32
Лесная фитопатология и энтомология — 34
Резерв — 40
Всего — 210
Опыт очень интересный и заслуживающий внимания — без эффективной системы подготовки профессиональных кадров качественное и эффективное лесное хозяйство выстроить или восстановить после долгого упадка невозможно. Одним из важнейших условий эффективности подготовки профессиональных кадров для лесного хозяйства и в целом для системы управления лесами является наличие системы профессиональной ориентации школьников — чтобы в лесные ВУЗы и техникумы приходили за лесными знаниями те, кому эти знания реально нужны, кто знает, как и где будет их применять. Такая система профориентации может строиться на основе школьных лесничеств, но могут быть и другие варианты — например, профильные классы в старших классах школ. Использовать надо все варианты, которые вписываются в современную действительность.
У новой украинской учебной программы «Основы лесного хозяйства» для 10-11 профильных классов есть как плюсы, так и минусы — плюсы надо заимствовать и копировать, от минусов, конечно, надо избавляться.
Самый большой и очевидный плюс — в том, что такая программа есть, и что есть сама идея профессиональной лесной подготовки школьников в профильных классах общеобразовательных школ. Программа вполне соответствует классическому лесоводству, и она точно не хуже, чем, например, новые отечественные федеральные государственные государственные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Лесное дело».
Главный минус — в том, что программа слишком «классическая», и не включает в себя некоторые элементы системы управления лесами, необходимые в современном мире. Сейчас в работе большинства руководителей и специалистов лесного хозяйства значительную долю занимает работа с людьми — ответы на обращения граждан, разъяснение людям, что и почему делается в лесу или, наоборот, не делается, замирение конфликтов и т.д.; и эта доля с течением времени явно будет расти. Раздела, посвященного лесной работе с людьми, в программе нет. Все большую роль в управлении лесами играют особо охраняемые природные территории и другие элементы территориальной охраны природы, и эта роль тоже с течением времени явно будет расти. Раздела, посвященного ООПТ и в целом территориальной охране природы, в программе нет. В малолесных странах и регионах огромную роль играет защитное лесоразведение и агролесоводство — и этого раздела в программе тоже в явном виде нет. Полезно было бы добавить в программу и некоторые другие современные элементы — например, использование информационных технологий в лесном хозяйстве, в том числе ДЗЗ и ГИС, благо некоторые возможности для их изучения сейчас есть у большинства школ.
Что из этого получится на практике — жизнь покажет. Желаем коллегам, занимающимся этим благим делом, всяческих успехов. Этот опыт — профессиональной лесной подготовки в профильных старших классах общеобразовательных школ по официально утвержденным государством программам — явно заслуживает внимания.