Сайт MARKET WATCH опубликовал обзор «Russian Sawmilling Sector: Factors Influencing Investment and Business Outlook» (Российский лесопильный сектор: факторы, влияющие на инвестиции, и обзор бизнеса) на английском языке. Ранее этот же обзор был опубликован на сайте лесной консалтинговой компании Индуфор, где и работает его автор:
Russian Sawmilling Sector: Factors Influencing Investment and Business Outlook
Sawmills in Russia – Factors Influencing Investments and Business Outlook
В принципе все, что содержится в этом обзоре, отраслевым специалистам давно известно и очевидно — но полезно, когда такая информация собирается и кратко излагается в каком-то одном месте. В любом случае, многие потенциальные инвесторы будут судить о ситуации в лесном секторе России именно по таким обзорам. Подчеркнем некоторые важные моменты, о которых говорится в нем.
Во-первых, за последние без малого два десятилетия экспорт российских пиломатериалов в очень большой степени переориентировался с Европы на Китай. Если в начале нулевых доля Китая в российском экспорте пиломатериалов составляла около 3%, то в последние два года она составляет около 60%. Совокупная доля Китая и среднеазиатских стран в экспорте российских пиломатериалов составляет около 80%. В обзоре говорится, что «относительно низкие требования к качеству на рынках этих стран позоволили российским лесопильным предприятиям с их нынешним технологическим уровнем вписаться в эти требования».
Это делает сектор деревообработки в России чрезвычайно зависимым от положения дел в одной стране — Китае. А там ситуация может поменяться — например, по данным агентства Bloomberg, рост ВВП Китая сейчас снизился до рекордно низких с 90-х годов прошлого века значений:
China Economy Slips to Record Low Growth
Во-вторых, в России «стоимость доставляемого на предприятия пиловочника — одна из самых низких», и «в отличие от большинства конкурирующих регионов, плата за древесину на корню в России низка, и конечная стоимость пиловочника в основном определяется ценой заготовки и транспортировки. Соответственно, вызванное влиянием рынка снижение стоимости древесины на корню ниже, чем в конкурирующих странах. Более того, инфляция будет вести к дальнейшей доле заготовки и транспортировки в стоимости пиловочника». Кроме того, «в России стоимость труда очевидно самая низкая по сравнению с основными конкурирующими странами».
Отметим, что это конкурентное преимущество российской деревообработки может в ближайшие годы существенно сократиться или даже вовсе исчезнуть. Во-первых, утвержденные Правительством РФ минимальные ставки платы за древесину на корню постепенно растут (индексируются) — например, согласно постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2017 года № 1363, в 2020 году они должны увеличиться по сравнению с уровнем 2019 года на 10%. Во-вторых, сейчас готовится коренная перестройка системы платежей за лесопользование — и тогда эти ставки могут увеличиться уже не на десятки процентов, а в разы (ссылка).
Важно также отметить (в обзоре об этом не говорится), что низкая плата за лесные ресурсы в нашей страна в значительной степени обуславливается почти полным отсутствием лесного хозяйства и расходов на него — то есть на охрану, защиту и воспроизводство используемых лесных ресурсов. В связи с этим лесопользование, особенно использование запасов высококачественной крупной хвойной древесины (как раз той, которая нужна для лесопиления), фактически является одноразовым, особенно в таежной зоне. И, как все одноразовое, оно рано или поздно неизбежно закончится.
В обзоре не анализируется (это вообще очень характерно для европейских исследований российского лесного сектора) реалистичность данных о российских лесных ресурсах, их «бумажный» характер — то есть то, что «на бумаге» ценных ресурсов как бы очень много, и они как бы могут обеспечить работу зависящих от них предприятий на длительную перспективу, а по факту их мало, и остатки очень быстро дорубаются или выгорают.