Сравнение действующих сейчас ставок платы за древесину (утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 с учетом последующей индексации) с теми, которые действовали полвека назад (утвержденными постановлением Совмина СССР от 11 сентября 1963 года № 948 и вступившими в силу 1 января 1965 года) показывает, что государство наше по-прежнему ценит свои лесные ресурсы очень низко, но соотношение ставок за древесину разных пород, разной крупности и относящимся к разным разрядам такс, существенно изменилось. Рассмотрим эти изменения на примере южных районов Архангельской области — полвека назад они относились к так называемому V лесотаксовому поясу, сейчас — к Архангельско-Вологодскому лесотаксовому району.
Лесотаксовое районирование за полвека принципиально изменилось: с одной стороны, оно стало более дробным, с другой — в большей степени основанном на административном районировании, чем на лесохозяйственном или экономическом. Например, полвека назад леса Вологодской и Архангельской областей относились к четырем лесотаксовым поясам (с IV по VII), а теперь — к одному лесотаксовому району.
За полвека увеличилось число разрядов такс. В постановлении 1963 года их было всего четыре: 1 — c расстоянием вывозки 0 — 10 км, 2 — с расстоянием вывозки 10,1 — 25 км, 3 — с расстоянием вывозки 25,1 — 40 км, и 4 — с расстоянием вывозки 40,1 км и более. Сейчас их семь: добавились разряды 5 — с расстоянием вывозки 60,1 — 80 км, 6 — с расстоянием вывозки 80,1 — 100 км, и 7 — с расстоянием вывозки 100,1 км и более.
По всей видимости, полвека назад вывозка древесины по лесовозным дорогам за 60 километров и более казалась чем-то совершенно запредельным, поэтому правительство просто не сочло нужным устанавливать дополнительные разряды такс для таких расстояний вывозки. Впоследствии, когда самые близкие и доступные для заготовки древесины леса были критически истощены, и за ценной хвойной древесиной пришлось забираться за сотню километров и более от основных магистралей — установление дополнительных разрядов такс стало необходимым и естественным.
Ставки в рублях изменились значительно, но и сам рубль нынче совсем не тот, что был полвека назад — поэтому простое сравнение ставок в рублях ничего не дает. Изменилось, однако, соотношение ставок платы за разные породы древесины, разные категории крупности, и при разных расстояниях вывозки. Например, на юге Архангельской области цена за дровяную древесину осины при минимальных расстояниях вывозки практически не изменилась — а за дровяную древесину сосны при тех же условиях увеличилась в двенадцать раз. Цена за крупную деловую древесину сосны при минимальном расстоянии вывозки (1 разряде такс) увеличилась в семьдесят раз, а при расстоянии вывозки свыше сорока километров — в триста семьдесят пять раз. Сильнее всего подорожала ель: цена на крупную деловую древесину ели при расстоянии вывозки более сорока километров увеличилась без малого в пятьсот раз (но, напомним, в несравнимых единицах — рублях того времени и нынешних).
Таксы можно условно сравнить в «вечных ценностях» — например, в батонах белого хлеба из муки высшего качества («нарезных»). Данные о цене такого хлеба за последние полвека несколько отрывочны, но по той информации, которую получилось собрать из открытых источников, можно сделать вывод, что она с 1963 года выросла (в рублях) примерно в 100-130 раз — для грубых оценок можно принять, что в 115.
Если выразить таксы за древесину, отпускаемую на корню, в батонах хлеба — тогда получается, что в лесах, отнесенных к высшему разряду такс (1), хвойная и березовая древесина существенно подешевела, к средним (2-3) — осталась примерно на том же уровне, и к низшему (тогда — 4, сейчас — 4-7) — существенно подорожала. А осина подешевела везде.