Замечания Гринпис к проекту приказа Минприроды о внесении изменений в типовой договор аренды лесного участка

 

Как уже сообщалось ранее, Минприроды России планирует ввести жестокие наказания (неустойки в размере десятикратной таксовой стоимости невырубленной древесины, исчисленные по первому разряду такс, а также возможность принудительного расторжения договоров аренды) за недоиспользование установленных договорами аренды объемов заготовки древесины. Соответствующие изменения предполагается внести в недавно вступивший в силу типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденный пока не вступившим в силу приказом Минприроды РФ от 20 декабря 2017 г. № 693.

Минприроды планирует ввести жестокие наказания для арендаторов лесных участков за недорубы

Это один из самых вредных и опасных проектов лесных нормативных правовых актов, подготовленных Минприроды России за последние годы. Если он будет принят, это неизбежно приведет в краткосрочной перспективе к значительному росту объемов рубок, в том числе той древесины, которая будет без всякой пользы бросаться или сжигаться в лесу. Ради красивой статистики по лесозаготовкам могут быть уничтожены многие ценные леса, сейчас сохраняемые лесопользователями на добровольной основе. Кроме того, эти поправки значительно и без всякого смысла усложнят жизнь многих лесных предприятий — как спекулятивных (получающих лесные ресурсы под красивые обещания на льготных условиях и потом торгующих ими — так называемых «фуфлоинвесторов»), так и нормальных, от которых часто зависит жизнь и экономическое благополучие лесных деревень и поселков. Неизбежным следствием принятия этих поправок станет рост коррупционной нагрузки на лесную отрасль.

Эти поправки не должны быть приняты — это один из тех проектов, принятие которого практически всем принесет только вред. Ниже приводятся замечания Гринпис России к этому проекту, отправленные через специализированый сайт regulation.gov.ru, а также видеообращение руководителя лесного отдела Гринпис России по этому поводу. Кстати, интересно будет узнать мнение пользователей Лесного форума — насколько такие видеообращения интересны и полезны.

Замечания Гринпис России к проекту приказа Минприроды России «О внесении изменений в типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 693»

(редакции, размещенной на сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения с 27 апреля по 29 мая 2018 года)

Проект приказа Минприроды России «О внесении изменений в типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 693», размещенный на сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения с 27 апреля по 29 мая 2018 года), предусматривает введение крупных неустоек и возможности принудительного расторжения договора аренды лесного участка в случае недоиспользования установленного объема заготовки древесины. Размер предлагаемых неустоек равен десятикратной стоимости недозаготовленной древесины, исчисленной сгласно постановлению Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 по первому разряду такс. С учетом того, что фактически основные объемы заготовки древесины приходятся на территории, относящиеся к более низким разрядам такс — фактический размер неустоек будет в большинстве случаев в десятки раз превышать минимальные ставки платы за использование лесов, установленные Правительством РФ.

Данный проект является коррупциогенным

По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), по Российской Федерации в целом отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины составило в 2016 году 30,4%, а в среднем за 2013-2016 гг. — 29,2% (данные за 2017 год пока отсутствуют). Таким образом, в масштабах страны недоиспользование установленного объема заготовки древесины составляет около 70%. Это совершенно однозначно свидетельствует о том, что недоиспользование установленного (и оплаченного пользователми лесных участков, поскольку арендная плата вносится за право заготовки, а не за фактически заготовленный объем) представляет собой системное явление, а не результат недоработки отдельных лесопользователей. В частности, недоиспользование установленных и оплаченных лесопользователями объемов заготовки древесины может быть связано с ограниченностью спроса на эту древесину, возможностей для ее использования и переработки, и (или) с фактическим отсутствием в лесах древесины того качества и в тех количествах, которые принимались в расчет при установлении объемов заготовки.

Таким образом, проект предусматривает введение крайне жестких наказаний за отказ от заготовки древесины, которая не востребована экономикой, или которой фактически нет или не хватает в лесу. Он поставит лесозаготовительные предприятия перед выбором: или заготавливать большие объемы невостребованной или низколиквидной древесины, что неизбежно приведет к резкому росту непроизводительных расходов — или платить неустойки, которые для большинства предприятий могут оказаться смертельными.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, а также трудновыполнимые и обременительные требования, являются коррупциогенными факторами.

Данный проект не учитывает фактически сложившуюся ситуацию

Информация о лесах, которой располагают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (осуществляющие предоставление лесных участков в пользование), не позволяют адекватно рассчитать установленный объем заготовки древесины.

Основным источником хозяйственной информации о лесах является лесоустройство (таксация лесных насаждений). Средний возраст материалов лесоустройства по Российской Федерации значительно превышает двадцать лет, и с течением времени увеличивается; при этом многие материалы лесоустройства некачественны или условны (например, получены путем актуализаци данных предыдущего лесоустройства, еще более старого). Масштабы многих потерь, принципиально влияющих на наличие и состояние лесных ресурсов (связанных с пожарами, воровством, болезнями, вредителями и тому подобными факторами), с течение многих лет преуменьшаются или скрываются. Данные о масштабах воспроизводства лесов содержат большое количество приписок и ошибок, также ведущих к неправильным оценкам наличия и состояния лесных ресурсов. Фактически установленные объемы заготовки древесины вычисляются на основе устаревших, некачественных и неадекватных исходных данных, в результате чего могут отличаться от реально возможных в разы. Оценочно, в среднем по таежной зоне установленные объемы заготовки древесины по хвойным лесам могут превышать уровень реально неистощительного лесопользования примерно в три-четыре раза, а по некоторым регионам и больше.

Таким образом, установленные объемы заготовки древесины представляют собой в значительной степени необоснованную величину, не обеспеченную фактическим наличием в лесах хозяйственно ценных лесных насаждений. Состояние лесов в большинстве случаев не позволяет стабильно заготавливать установленные объемы хозяйственно ценной древесины, не нарушая при этом принципа неистощительности пользования лесом.

Принятие данного пректа неизбежно нанесет вред лесам и приведет к нарушению основных принципов лесного законодательства

Предусматриваемые проектом неустойки и угроза принудительного расторжения договора аренды представляют собой способы принуждения лесопользователей к заготовке излишних объемов древесины — тех, к заготовке которых у него отсутствует экономическая мотивация (при том, что право на заготовку этой древесины он в любом случае оплачивает).

Это неизбежно приведет к рубке тех насаждений, древесина которых не может быть эффективно использована (поскольку те, древесина которых может быть эффективно использована, рубятся и без неустоек и угроз расторжения договора). Тем самым будет неизбежно нарушен декларированный статьей 1 Лесного кодекса принцип рационального использования лесов для удовлетворения потребностей общества — поскольку заготовка ненужной древесины никак не может считаться рациональным использованием леса.

Заготовка излишней древесины в условиях, когда достоверной информации о состоянии лесов и возможном уровне их неистощительного использования нет, а качественное воспроизводство лесных ресурсов после рубок в большинстве случаев не обеспечивается, неизбежно приведет к еще более быстрому разорению и истощению лесов, что неизбежно приведет к еще более сильному нарушению декларированного статьей 1 Лесного кодекса РФ принципа неистощительности использования лесов.

Принятие этого проекта затруднит или сделает невозможной реализацию арендаторами добровольных мер по сохранению биологического разнообразия и средообразующих функций лесов

В современном мире многие меры по сохранению биологического разнообразия и средообразующих функций лесов выполняются лесопользователями, в том числе арендаторами лесных участков, на добровольной основе — путем введения ограничений на использование отдельных участков леса и (или) отдельных типов лесных экосистем и ландшафтов. Например, принятие таких мер требуется стандартами добровольной лесной сертификации FSC (которая имеет то или иное отношение — через сертификацию управления лесами или чере так называемую «контролируемую древесину» — примерно к 55% заготавливаемой в России древесины).

Введение предусматриваемых проектом неустоек максимально усложнит добровольные меры по сохранению участков ценных лесов или отдельных ценных лесных экосистем, поскольку исключит возможность безнаказанного снижения объемов рубок. В случае принятия добровольных ограничений лесопользователь будет вынужден или сконцентрировать рубки на иных участках при наличии такой возможности (что неизбежно приведет к переэсплуатации этих иных участков), или платить колоссальные неустойки, чаще всего несовместимые с экономической жизнеспособностью.

Таким образом, принятие данного проекта неизбежно создаст стимулы к более быстрому уничтожению ценных в природном отношении лесных территорий, в том числе тех, которые сейчас сохраняются лесопользователями на добровольнй основе.

С учетом всего вышеизложенного, от дальнейшей разработки проекта приказа Минприроды России «О внесении изменений в типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 693» (редакции, размещенной на сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения с 27 апреля по 29 мая 2018 года) необходимо отказаться.

http://www.forestforum.ru/