Древесные плиты: идти на экспорт и выдавливать импорт!

В 2014 году в России были введены в строй новые предприятия по производству плит MDF: ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» (Татарстан) мощностью 480 тыс. мплит MDF в год (в планах — увеличение производства плит MDF до 850 тыс. м3 ежегодно и производство ДСП мощностью 750 тыс. м3 в год), а также ЗАО ПДК «Апшеронск» (Краснодарский край) мощностью 300 тыс. м3 в год. На заводе «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» есть также мощности по выпуску ламинированных напольных покрытий — 20 млн м2 в год, а на заводе ПДК «Апшеронск» планируется запустить производство ламинированных полов мощностью около 10 млн м2 в год. Еще одна линия большой мощности по производству плит MDF может быть введена в эксплуатацию в 2016 году в Смоленской области («Русский ламинат»), ее мощность составит 400 тыс. м3 ежегодно.

В 2014 году два завода плит заработали в Белоруссии: на ОАО «Гомельдрев» (входит в состав концерна «Беллесбумпром»), ежегодный объем производства — 215 тыс. м3 плит MDF толщиной 3-40 мм и Мозырьский ДОК, ежегодный объем производства — 350 тыс. м3 изоляционной ДВП толщиной 20-240 мм.

Потребление плит MDF в России составляет около 2 млн м3 в год и на нем преобладают местные производители. Доля импорта невелика, введение и выход на проектную мощность новых мощностей создаст значительное давление на цены в сегменте традиционных плит MDF. Для плит HDF ситуация гораздо радужнее — девальвация рубля привела к появлению стимула и возможности вытеснить с рынка до 30-35 млн м2 ламинированных полов из Европы и Китая, если такой объем производства смогут «осилить» отечественные производители. Производство дополнительных 30-35 млн м2 ламинированных напольных покрытий потребует около 300 тыс м2 плит HDF в год, что, в некоторой степени, ослабит давление на цены на «базовые» плиты MDF.

Производство OSB началось в России в 2012 году. В настоящий момент установленное на российских предприятиях оборудование позволяет производить более миллиона м2 OSB в год (ДОК «Калевала», «Хиллман», Нововятский лыжный комбинат, «Кроношпан Егорьевск»). Еще ряд проектов — в стадии строительства. Даже с учетом некоторых задержек в реализации и отказом от отдельных проектов Россия  к 2020 году может иметь совокупные мощности по выпуску до 2,5-3 млн м2 плит OSB в год, что значительно превышает оценки роста спроса.

Краткосрочные рыночные перспективы представляются благоприятными для всех производителей OSB, поскольку совокупная мощность плитных предприятий сравнима с объемом потребления OSB в России, т. е. она позволит вытеснить с отечественного рынка зарубежных производителей OSB, не устраивая при этом «ценовых войн». В среднесрочной перспективе конкуренция обострится, цены упадут, а загрузка мощностей может значительно снизиться за счет появления новых игроков, а также за счет выхода на проектную мощность уже запущенных производств (в частности, завода «Кроношпан» в Белоруссии, введенного в эксплуатацию в 2014 году).

Производство ДСП в России выросло на 2,7% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, согласно предварительным данным Федеральной службы государственной статистики. ДСП остается наиболее производимым и нaиболее потребляемым видом древесных плит в России. Краткосрочные перспективы отрасли не вполне благоприятные, так как большинство производителей ДСП нацелены на отечественный рынок мебели, игроки которого находятся под давлением снижающегося спроса. Производители предсказывают снижение производства на 5-10% в 2015 году. Положительным моментом для развития новых проектов является то, что около трети мощностей для производства ДСП в России — старше 30 лет, а средний срок эксплуатации оборудования в этой группе 45 лет(!). Новые эффективные компании имеют возможность загрузить свои производственные мощности, выдавив компании с устаревшим оборудованием с рынка. И этот процесс уже начался, правда его темпы пока еще невысоки, так как большая часть физически и морально устаревших мощностей по производству ДСП интегрированы в фанерное производство, используются в качестве «опции» по утилизации производственных отходов.

В 2014 году несколько высокомощных заводов приступили к производству ДСП на предприятиях холдинга «Увадрев» (Удмуртия, Россия, мощность — 315 тыс. м3 ежегодно) и ОАО «Речицадрев» (входит в состав концерна «Беллесбумпром», Белоруссия, мощность — 215 тыс. м3 ежегодно). Идет полным ходом реализация проекта ООО «Кроношпан Башкортостан» в Уфе мощностью 500 тыс. м3 ежегодно. Немногим ранее производство ДСП было начато на ООО Kronospan, г. Электрогорск (мощность предприятия — 250 тыс. м3 ежегодно). Самый крупный производитель фанеры в России — ГК «СВЕЗА» развивает производство на НАО «СВЕЗА Верхняя Синячиха» ДСП в пос. В. Синячиха (Свердловская обл.). По словам генерального директора предприятия Ильи Радченко, проект заморожен по меньшей мере до середины лета 2015 года в связи с нестабильной экономической ситуацией, но, как бы то ни было, первый платеж за оборудование уже сделан, планируемая мощность линии — 500 тыс. м3 ежегодно.

Производство фанеры в 2014 году в России выросло на 6,3%, достигнув 3,54 млн м2/год (по данным Федеральной службы государственной статистики). Фанера остается, в основном, экспортным продуктом — около 1,97 млн м3 этого материала было экспортировано в 2014 году, экспорт вырос на 11% по сравнению с 2013 годом по объемам и на 18% — в долларовом эквиваленте ($1,17 млрд в 2014 году). Российский рынок фанеры вырос с с 500 тыс. м3 в 2000 году до почти 1,4 млн м3 в предкризисный 2007 год. В 2009 году потребление упало до 0,8 млн м2/год, но быстро выросло до докризисного уровня. В 2011-2014 годы потребление фанеры в России было стабильным — чуть более 1,5 млн м3 ежегодно, на долю березовой фанеры приходилось 90%. Рост внутреннего рынка в среднесрочной перспективе ограничивается предложением со стороны производителей плит OSB, стагнирующим производством мебели и слабым развитием экономики. Положительный момент — положение российских производителей на ключевых экспортных рынках (ЕС, СНГ и США), которое укрепилось за счет обесценивания российского рубля, вкупе с естественным преимуществом (с точки зрения сырьевого обеспечения) за счет больших запасов березы в России.

Лидер рынка — группа компаний «СВЕЗА», совокупный годовой объем фанеры, выпускаемой этой компанией, — 1 млн м3. Наиболее современные заводы производят большеформатную березовую фанеру, включая фанеру, облицованную фенольной пленкой.

Крупные инвестиции в России возможны даже в условиях текущей экономической ситуации, потому что фанера остается высокомаржинальным экспортоориентированным продуктом.

 http://lesprominform.ru