Бактериальная водянка хвойных пород, поражающая, в том числе и кедр, ранее несвойственное для Сибири заболевание. Впервые гибель лесов предположительно от этой болезни обнаружена в 2012 году на стыке трёх районов, в Усольском, Слюдянском и Шелеховском лесничествах Иркутской области, относящихся к Байкальской природной территории.
Симптомами бактериальной водянки хвойных являются: ослабление и усыхание деревьев, поперечные и продольные трещины в коре и активное смолотечение из них, наличие на поперечном срезе древесины ствола «мокрого ядра», а у сильно ослабленных и недавно усохших деревьев – характерного «темного водослоя».
В 2016 году по результатам государственного лесопатологического мониторинга повреждённые кедровые насаждения были выявлены на площади более 50 тыс. га, из них почти 6 тыс. га усохло. Сегодня особую обеспокоенность вызывает очаг бактериальной водянки в Бурятии и Иркутской области, в том числе в Тункинском национальном парке. Общая площадь этого очага составляет 6 тысяч гектаров.
Чтобы окончательно установить причину усыхания кедра, в 2016 году была создана рабочая группа, которая в насаждениях, предположительно пораженных бактериальной водянкой, собирала образцы для генетического анализа. Отбирались пробы хвои, кернов древесины, коры и экссудата в поврежденных насаждениях сосны сибирской.
Результаты молекулярно-генетических исследований образцов древесины кедра, отобранных в поврежденных насаждениях в Слюдянском лесничестве, показали наличие инфекции в 22 образцах из 66. В ходе проведенных исследований обнаружен целый спектр микрофлоры, которая, вероятно, послужила источником повреждения обследуемых кедровых насаждений. При этом бактерия Erwinia amylovora достоверно выявлена не была. Процесс идентификации инфекции – водянка это или что-то иное, осложняется тем, что бактерии в погибшей древесине долго не живут. Поэтому, для проведения результативного генетического анализа, надо действовать очень оперативно: взять свежие образцы от заражённого, но ещё не погибшего дерева в очаге болезни, срочно доставить в Москву, где могут выявить и определить инфекцию по специальной, международной базе данных, в которой содержится информация о редких видах фитопатогенов. Сейчас, как раз, решается вопрос о заказе проведения данного исследования ВНИИЛМу.
Специалисты ФБУ «Рослесозащита» считают, что причиной заражения насаждений инфекцией стало их общее ослабление, вызванное варварской добычей кедрового ореха методом околода. Кедр находится в угнетенном состоянии. На стволах образуются незаживающие язвы, через которые проникает патоген. Для околода характерны повреждения практически по всему стволу, что говорит о том, что дерево околачивалось многие годы.
Существуют способы, позволяющие индивидуально лечить каждое дерево. Но в сложившихся условиях это очень дорого. В настоящее время образцы проб переданы на повторное исследование в Сибирский институт леса СО РАН.
Решением проблемы также может быть введение на законодательном уровне запрета на сбор кедрового ореха методом околота, как это было сделано несколько лет назад в Томской области.
«Околот кедра наносит дереву серьёзные повреждения из года в год, а любая рана – это ворота инфекции. В том числе и бактериальной водянки. Необходимо использовать другие способы добычи кедровой шишки, сберегающие деревья. И совсем идеальный вариант – это создание кедровых садов, тогда можно было бы собирать шишки с помощью специальной техники», – отметил Юрий Гниненко, руководитель Лаборатории защиты леса от инвазивных и карантинных организмов ВНИИЛМ.