Десять лет назад произошло объединение всех лесоустроительных предприятий России на базе Рослесинфорга

Десять лет назад произошло объединение всех лесоустроительных предприятий России на базе Рослесинфорга. 26 апреля 2007 года было издано распоряжение № 1220-р о реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» путем присоединения к нему Воронежского, Московского, Карельского, Прибайкальского, Поволжского, Западного, Северного, Амурского, Центрального, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Дальневосточного, Северо-Западного государственных лесоустроительных предприятий (т.е. всех имевшихся на тот момент в России государственных лесоустроительных предприятий, а также входивших в их состав лесоустроительных экспедиций). Согласно этому распоряжению, Рослесинфорг стал правопреемником всех этих лесоустроительных предприятий.

До этого дня ФГУП «Рослесинфорг» и система государственных лесоустроительных предприятий России развивались отдельно и выполняли совершенно разные функции.

Историческим предшественником ФГУП «Рослесинфорг» стал созданный 22 мая 1980 года Главный информационно-вычислительный центр Министерства лесного хозяйства РСФСР, преобразованный в Рослесинфорг в 1993 году. Основными задачами этого центра являлось информационно-статистическое обеспечение государственного управления лесами на федеральном уровне, обобщение разнообразных данных о лесах и лесном хозяйстве, проведение государственного учета лесного фонда — и с этими задачами старый Рослесинфорг вполне успешно справлялся (разумеется, в той мере, в какой с ними вообще можно было справиться при исходной недостоверности многих первичных данных о лесах).

Историческим предшественником системы государственных лесоустроительных предприятий стала созданная 23 мая 1937 года Всесоюзная лесоустроительная контора (Леспроект), хотя само по себе государственное лесоустройство имеет гораздо более давнюю историю (начиная с указа Петра I от 27 марта 1702 года, предписывавшего осмотреть и описать леса, пригодные для нужд флота). Максимальный расцвет российского государственного лесоустройства пришелся на 60-е и 70-е годы прошлого века — отчасти он был связан с общим подъемом в стране, отчасти с выдающимися личными качествами руководителя Всесоюзного аэрофотолесоустроительного объединения Леспроект П.И.Мороза. К 2007 году государственное лесоустройство уже пришло в некоторый упадок, но все еще было достаточно сильным и профессиональным.

Реформа 2007 года оказалась разрушительной как для самого Рослесинфорга, так и для присоединенных к нему лесоустроительных предприятий. Государственный учет лесного фонда по состоянию на 1 января 2003 года оказался последним полным учетом (охватившим леса на землях всех категорий); за все годы после проведенной реформы Рослесинфорг смог выпустить только один в какой-то мере аналогичный сборник — Государственный лесной реестр по состоянию на 1 января 2014 года, но и он так и не был официально опубликован. С организацией государственной инвентаризации лесов Рослесинфорг за десять лет работы так и не справился — полученные результаты ровным счетом ни для чего не годятся и по сути представляют собой нечто вроде «средней температуры по больнице». Средняя давность материалов лесоустройства по стране превысила 21 год, а средняя давность последнего качественного лесоустройства сейчас составляет, оценочно, 30-35 лет. На государственный кадастровый учет получилось поставить лишь четверть лесов страны. Многие новые работы, связанные с развитием АИС ГЛР, ЕГАИС УД и других «высокотехнологичных» информационных продуктов, тоже были целиком или в большой степени провалены. За десятилетие после объединения и Рослесинфорг, и присоединенные к нему государственные лесоустроительные предприятия потеряли очень большую долю высококвалифицированных специалистов (по самым скромным оценкам — не менее половины).

10 июня 2014 года федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг» было преобразовано в федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», каковым и остается до настоящего времени. Разрушительные процессы в системе Рослесинфорга зашли уже так далеко, что сохранить эту систему в нынешнем виде вряд ли возможно, даже если дать ей сколько нужно денег и назначить самых лучших начальников.

Основными целями деятельности ФГБУ «Рослесинфорг» в настоящее время являются (ссылка):
государственная инвентаризация лесов, в том числе дистанционный мониторинг использования лесов;
обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре;
учет древесины, информации о сделках с ней, эксплуатация единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней;
проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса;
определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков;
информационные услуги в области лесных отношений.

http://www.forestforum.ru/