Одной из главных лесных тем в российских СМИ 14 июня 2018 года стала новость о том, что «в России дадут сгореть тысячам гектаров леса в целях экономии», или что «в Красноярском крае отказались тушить лесные пожары из-за высоких затрат». Количество сообщений об этом лавинообразно растет, как будто бы действительно случилось что-то новое и необычное. Вот некоторые примеры:
В России дадут сгореть тысячам гектаров леса в целях экономии
В Красноярском крае отказались тушить лесные пожары из-за высоких затрат
Тушить лесные пожары? Это слишком дорого
В Красноярском крае решили не тушить определенные лесные пожары из-за дороговизны
В реальности пожары-отказники (те, от тушения которых отказались уполномоченные органы государственной власти), по площади абсолютно преобладают в нашей стране. Вот, например, цитаты из сегодняшней сводки ФБУ «Авиалесоохрана»:
«На 00:00 мск 14.06.2018 на территории Российской Федерации действовал 71 лесной пожар на площади 15 886 га, по которым проводились работы по активному тушению …
По информации региональных диспетчерских служб лесного хозяйства, на 00:00 мск 14.06.2018 на труднодоступных и удаленных землях лесного фонда на территории Российской Федерации находятся под постоянным наблюдением лесопожарных формирований и контролируются космическим мониторингом 30 лесных пожаров на площади, пройденной огнем, 86 565 га, по которым прекращены работы по тушению на основании решений региональных Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».
Таким образом, из 102,4 тысяч гектаров действовавших в России по состоянию на начало суток 14 июня 2018 года лесных пожаров, попавших в официальную сводку, 16% пришлось на лесные пожары, которые хоть кто-нибудь и как-нибудь тушил, и 84% — на пожары-отказники. И это, к сожалению, совершенно обычная для нашей страны ситуация: летом, когда сильно горят леса удаленных и труднодоступных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, пожары-отказники в нашей стране абсолютно преобладают по площади. Главная причина — в том, что у государства нет денег на то, чтобы охранять от огня все леса и тушить в лесах все пожары; кроме того, при современных способах и средствах доставки лесных пожарных и противопожарного оборудования значительная часть территории страны оказывается вообще недоступной для тушения.
Официально Правила тушения лесных пожаров допускают отказ от тушения в так называемых «зонах контроля», устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ. Вот что об этом говорится в соответствующем пункте Правил:
«8.1. Прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
«Зоны контроля» были введены в ноябре 2015 года; до них с мая 2005 года существовала так называемая «зона космомониторинга второго уровня», по сути аналогичная зонам контроля. Но фактически неохраняемые леса, в которых не тушились лесные пожары, существовали в нашей стране всегда — где-то из-за нехватки денег и людей на тушение, где-то из-за недоступности лесов для доставки людей и техники для тушения.