Вологодский городской суд постановил взыскать почти 23 млн. руб. ущерба, причиненного рубкой леса на земле сельхозназначения

 

На сайте Вологодского городского суда опубликовано решение по гражданскому делу № 2-5617/2019, согласно которому лесозаготовитель, в 2016 году проведший рубку леса на землях сельскохозяйственного назначения в Шекснинском районе, теперь должен возместить в пользу бюджета Шекснинского муниципального района ущерб в размере 22 750 078 руб. 32 коп., заплатить госпошлину в размере 60 000 руб., и в течение двух месяцев очистить вырубленную площадь от порубочных остатков. Уголовное дело, которое было возбуждено в связи с этой рубкой в ноябре 2016 года, в декабре 2018 года было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Подробнее об этой историии и этом деле можно прочитать здесь:

А.А.Прокопьев, В.П.Федотовский, В.Л.Драницин. Проблема сельских лесов пока не решена

Решение Вологодского городского суда может быть обжаловано в течение двух месяцев — но, поскольку оно качественное, маловероятно, что оно как-либо изменится. Дело это, скорее всего, будет иметь большое прецедентное значение, поскольку лесов на землях сельскохозяйственного назначения или спорных (сельхозназначения или лесфонда) в нашей стране много, около десяти процентов от общей площади лесов, ясного правового статуса у этих лесов до сих пор нет, и они во многих регионах подвергаются самым варварским рубкам. А леса эти обычно располагаются ближе всего к деревням и поселкам, и потому имеют особое значение для местного населения.

Ссылка на опубликованное судебное решение:

Решение по гражданскому делу № 2-5617/2019

Проблема отсутствия ясного правового статуса у лесов на землях сельскохозяйственного назначения до сих пор не решена. В декабре прошлого года в Лесной кодекс РФ была внесена специальная новая статья 123 — «Леса на землях сельскохозяйственного назначения», но чтобы она начала реально работать, Правительство РФ должно утвердить специальный подзаконный акт («Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения») — это пока не сделано. Кроме того, формулировки статьи 78 Земельного кодекса не предусматривают возможности существования лесов, кроме защитных лесных насаждений, на землях сельхозназначения, и прямо запрещают вести лесное хозяйство на таких землях ближе 30 км от ближайшего населенного пункта. При этом Минприроды и Минэкономразвития разными способами пытаются фактически отменить новую статью 123 Лесного кодекса РФ или сделать ее безнадежно недействующей. В условиях правовой неопределенности леса на землях сельхозназначения, часто самые важные для людей, практически бесконтрольно используются для хищнической добычи древесины, а нередко просто выжигаются (поскольку уничтожение такого леса обычно ненаказуемо, а за сам факт его существования собственник земельного участка может быть подвергнут штрафу до 700 тысяч рублей и изъятию земельного участка). Чтобы это безобразие прекратилось, необходимы следующие немедленные действия:

1. Правительству РФ — разработать и утвердить качественные и разумные «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», предусмотренные статьей 123 Лесного кодекса РФ;

2. Правительству РФ и Государственной Думе — обеспечить внесение в статью 78 Земельного кодекса РФ изменений, предусматривающих возможность существования лесов на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе возможность лесовыращивания (как одного из видов растениеводства) на землях, выбывших из других видов сельскохозяйственного использования.

Подробнее о проблемах лесов на землях сельскохозяйственного назначения можно прочитать в специальном разделе Лесного форума:

Леса и лесовыращивание на землях сельхозназначения

 

http://www.forestforum.ru/