Результаты 2014 года показали эффективность госпрограммы «Развитие лесного хозяйства»
Предварительные итоги реализации в 2014 году государственной программы развития лесного хозяйства на 2013–2020 годы свидетельствуют о происходящих в отрасли позитивных изменениях. Доля лесов, пострадавших от пожаров, составила менее 1%, причем более 70% возгораний удалось ликвидировать в первые же сутки. Объем платежей от использования лесов вырос. Ведутся лесопатологические обследования и таксация лесов. Но и сложных вопросов тоже хватает. Результаты выполнения мероприятий госпрограммы «Российским лесным вестям» прокомментировал заместитель начальника Управления экономики, стратегического планирования и системного анализа в области лесных отношений Михаил Рафаилов. Промежуточный отчет о реализации и оценке эффективности госпрограммы размещен на официальном сайте Минприроды России.
Сколько прибыло
Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы направлена на достижение комплексного результата. Здесь и экономические показатели (повышение эффективности лесного хозяйства, производительности труда, сырьевая обеспеченность лесоперерабатывающей промышленности), и финансовые ориентиры (увеличение доходности лесного хозяйства), и социальный аспект (удовлетворение нужд граждан в древесине и других лесных ресурсах, обеспечение занятости населения, проживающего на селе, а также в отдаленных и малоосвоенных частях страны, развитие малого и среднего бизнеса). В апреле 2014 года с учетом Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов была утверждена новая редакция госпрограммы. В системе лесоуправления начал использоваться программно-целевой метод. Определенные положительные выводы в пользу его эффективности и целесообразности можно сделать, несмотря на достаточно короткий период реализации нового подхода, отмечает Михаил Рафаилов. Начать стоит с общего состояния лесов.
За 2014 год обеспечено сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5%. Значение показателя соответствует итогам 2013 года, что можно рассматривать как положительный результат, говорит эксперт. При этом, добавляет он, сохранена доля площади ценных лесных насаждений на уровне 70,57% от площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда. То есть плановый показатель госпрограммы выполнен.
Ключевым показателем эффективности лесного хозяйства является объем заготавливаемой древесины и финансовые поступления от использования лесов. Здесь есть определенные достижения. По результатам 2014 года объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, повысился до уровня 22 рублей в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, подчеркивает Михаил Рафаилов.
Но и поразмыслить тоже есть над чем. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия составило 29,2%. То есть показатель выполнен на 89% от запланированного значения в программе. Для увеличения объемов заготовки есть резервы. Значит, необходимо создать условия для того, чтобы задействовать их в полной мере.
Механизмы также известны – это переход к интенсивному лесопользованию. Одним из элементов такого подхода должно быть развитие заготовки древесины в ходе выборочных рубок.
Согласно данным предварительного доклада, в целом объем выборочных рубок по заготовке древесины вырос по сравнению с 2013 годом на 6%. Однако в общем объеме заготовки он остался на прежнем уровне – 16,6%. Выборочные рубки более затратны, а потому и интерес к их проведению при достаточных объемах сплошных рубок низок. Значительное число арендаторов лесного фонда просто не проводит их в запланированных объемах.
– Невыполнение полного комплекса работ по уходу за лесом – осветлений, прочисток, прореживаний, проходных рубок – как раз и показывает, что у нас сейчас экстенсивное лесовыращивание, – говорит Михаил Рафаилов. – Ситуацию должны переломить намеченные к реализации пилотные проекты по внедрению интенсивной модели лесного хозяйства на 2015–2017 годы. На их базе будут проработаны и внесены необходимые изменения в действующие подзаконные акты, устанавливающие правила лесовосстановления, ухода за лесом, заготовки древесины. После этого станет возможным переход на интенсивную модель, – объясняет эксперт.
Огонь под контролем
Защита лесов от пожаров всегда была одним из важнейших направлений госпрограммы. Прошедший год, как всегда, принес немало испытаний огнем. Однако и борьба с ним в целом была эффективной. От пожаров пострадало менее одного процента лесов, указано в докладе. Способствовали достижению низкого показателя в числе прочих факторов проведенные мероприятия.
Во-первых, на базе ФБУ «Авиалесоохрана», согласно приказу Рослесхоза, продолжает работу Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства. Функционирует она круглый год в круглосуточном режиме в две смены, поясняет Михаил Рафаилов. На каждое дежурство заступают начальник смены и пять специалистов. Они обеспечивают постоянный прием данных о ситуации и сведение оперативных данных фактически в режиме реального времени.
Во-вторых, создана система межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров. Теперь Национальный центр управления в кризисных ситуациях, созданный при МЧС, ежедневно обменивается данными с Федеральной диспетчерской службой лесного хозяйства. В режиме видеоконференц-связи уточняется оперативная обстановка на территории страны, формируется прогноз на предстоящие сутки. Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства принимает участие в ежедневных совещаниях по уточнению оперативной обстановки и в Минобороны России. При ликвидации последствий ЧС, связанных с лесными пожарами, дополнительно привлекаются силы и средства МЧС России согласно утвержденным сводным планам. Порядка 46 тыс. человек и более 10 тыс. единиц техники МЧС России может быть привлечено для тушения пожаров. Еще 113 тыс. человек и более 27 тыс. единиц техники готовы предоставить организации, привлекаемые к тушению лесных пожаров.
По итогам 2014 года в целом удалось удержать долю лесов, утраченных в результате воздействия вредных факторов, в рамках установленных показателей.
– Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, достигла уровня 0,122% от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда – показатель не превысил своего запланированного значения, что позволяет дать положительную оценку его достижения в 2014 году, – считает Михаил Рафаилов.
Однако сложностей тоже хватает. Оперативно тушить пожары удавалось не всегда. На Дальнем Востоке и в Сибири огонь быстро распространялся в труднодоступных и удаленных лесных участках.
Возникновению крупных пожаров в Иркутской и Омской областях способствовали погодные условия. Грозы в сочетании с сильными порывами ветра разогнали огонь в труднодоступных районах на большие площади.
Жуки и люди
В 2014 году удалось перевыполнить план по организации и осуществлению лесопатологических обследований лесов на территории субъектов России. За 2014 год обследовано 2,6 тыс. га леса при запланированных 2,4 тыс. га.
При всем этом установленного госпрограммой показателя доли площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади покрытых лесной растительностью земель достичь не удалось. Проведение лесопатологических обследований погибших насаждений затруднила их транспортная недоступность. Санитарно-оздоровительные мероприятия также прошли в несколько меньшем объеме от запланированного. Повлияло отсутствие спроса на низкосортную дровяную древесину и отсутствие достаточного количества отведенных лесосек в доступных для освоения местах, отмечает Михаил Рафаилов. Да и арендаторы лесных участков зачастую не спешили выполнять свои договорные обязательства.
Зато в борьбе с другим врагом лесов – «черными лесорубами» – заметен прогресс. В 2014 году количество случаев с установленными нарушителями лесного законодательства выросло до 82,2% в общем количестве зарегистрированных случаев нарушений лесного законодательства. Факт отрадный. Сказались, по мнению эксперта, принимаемые комплексные меры по усилению лесной охраны и активизации межведомственного взаимодействия лесных служб и правоохранительных органов.
Наиболее существенное влияние, в частности, оказала реализация Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2011–2014 годы. В 2010 году устанавливалось только 73% нарушителей, замечает Михаил Рафаилов. Сыграла роль реализация поручений президента России по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов от 1 сентября 2013 года № Пр-2039. Свою лепту внесло проведение межведомственного оперативного профилактического мероприятия «Лесовоз» в наиболее
проблемных субъектах Российской Федерации. По его результатам выявляемость виновников незаконных рубок достигла 80%, в то время как по среднегодовым показателям она была на уровне 57%. Сказалось и увеличение численности должностных лиц лесной охраны. В 2014 году сотрудников службы стало на 4% больше, чем было в 2013 году.
Что в перспективе
С учетом экономической ситуации и корректировки бюджета страны на 2015 год изменения затронут и госпрограмму, говорит Михаил Рафаилов. Будет проведено соответствующее уточнение плановых показателей. Проект обновленной версии госпрограммы уже подготовлен и проходит согласование с заинтересованными структурами. При этом, отмечает эксперт, снижение и без того недостаточного уровня финансирования лесного хозяйства влечет риски невыполнения приоритетных мероприятий и недостижения основных показателей государственной программы. Тогда как ряд направлений, наоборот, требует увеличения финансирования.
Потому прорабатывается возможность реализации в 2015 году ряда приоритетных направлений деятельности. Среди них: повышение доходности, в том числе за счет совершенствования системы платы за использование лесов, повышение финансовой устойчивости лесного сектора экономики посредством применения мер государственной поддержки региональных учреждений по охране, защите и воспроизводству лесов, создание комфортных условий для развития лесного бизнеса на основе зонирования лесов, интенсификации лесопользования, проведения лесоустройства, создание лесной инфраструктуры.
В сложившейся ситуации целесообразно также усиление государственного лесного контроля и надзора, реализация принципа сквозного контроля на основе наделения контрольными функциями федеральных лесных инспекторов. Также требуется переход к концепции управления лесными пожарами на основе зонирования. Оптимизации управления лесным хозяйством будет способствовать и внедрение Единой государственной информационной системы по учету заготовленной древесины и сделок с ней, отметил эксперт. Такие действия позволят задействовать существующие резервы в отрасли, поддержать ее развитие.
Подготовил Евгений ГАЙВА