Введение ЕГАИС УД никак не повлияло ни на понимание ситуации с незаконными рубками, ни на сами незаконные рубки

Введение ЕГАИС учета древесины и сделок с ней никак не повлияло ни на понимание ситуации с незаконными рубками органами государственной власти, ни на сами незаконные рубки. Об этом однозначно свидетельствуют предварительные данные Минприроды России о незаконных рубках в первом полугодии 2016 года, размещенные 9 августа на сайте министерства (ссылка).

В сообщении говорится о том, что в Иркутской области за первое полугодие 2016 г. выявлено 1387 фактов незаконной рубки в объеме 575,9 тысяч кубометров (71% от их общего объема в РФ). Соответственно, по всей стране объем выявленных незаконных рубок в первом полугодии 2016 года составляет около 811 тысяч кубометров, что примерно соответствует годовому объему незаконных рубок в 1,6 миллиона кубов.

В этом же сообщении говорится, что «в 2015 г. в РФ выявлено более 17 тыс. случаев незаконных рубок с объемом 1,2 млн куб. м древесины». Напомним, что в 2015 году федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ и созданная на его основе ЕГАИС учета древесины и сделок с ней действовали частично, а с начала 2016 года — уже полностью, без каких-либо ограничений.

Что означают все эти приведенные выше данные об объемах незаконных рубок? А означают они то, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в нашей стране по-прежнему не располагают достоверными данными о масштабах незаконных рубок, их распределении по регионам и причиняемом ими ущербе. Реальные объемы незаконных рубок в нашей стране неизвестны, но экспертно они (в узком смысле — неучтенные, самовольные) обычно оцениваются в 15-25% от общего объема заготавливаемой древесины (что соответствует примерно 40-70 миллионам кубометров в год). В недалеком прошлом похожие объемы незаконной заготовки древесины признавались даже руководителями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти:

«Нелегальная заготовка составляет от 25 до 30 миллионов кубов, данные неофициальные, но, по нашим оценкам, весьма похожие» (А.И.Савинов, руководитель Рослесхоза, в интервью Российской газете — ссылка);

«Ежегодные объемы незаконных рубок леса в России, по разным оценкам, составляют 15-20 млн кубометров» (В.Н.Масляков, в то время заместитель руководителя Рослесхоза, в выступлении на Всемирном лесном конгрессе — ссылка).

2009 год — это был год спада в российском лесном секторе, соответственно, и объемы заготовки древесины были существенно ниже нынешних. Учтенная заготовка древесины в 2009 году составила 159 миллионов кубометров (в 2015 году — 205 миллионов кубометров). 15-30 миллионов кубометров незаконных рубок в 2009 году составляли бы 9-16 процентов от общей ее заготовки (законной + незаконной). Нет никаких оснований полагать, что доля незаконных рубок в общем объеме заготовки древесины с тех пор снизилась — скорее есть основания предполагать обратное (в связи с нарастанием хаоса в лесном секторе в целом).

Таким образом, если государство выявляет незаконные рубки, соответствующие годовому объему заготовки в 1,2-1,6 миллионов кубометров — значит, оно выявляет лишь от двух до десяти процентов от реальных объемов незаконных рубок, исходя из различных оценок масштабов этого бедствия в стране. Так было и раньше, до введения федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ и ЕГАИС учета древесины и сделок с ней — а это значит, что ни данный закон, ни ЕГАИС практически никак не повлияли ни на осведомленность государства о проблеме незаконных рубок, ни на сами незаконные рубки.

И отдельно напомним, что незаконные рубки в широком смысле слова (согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21) включают в себя не только неучтенные, самовольные рубки, но и рубки с нарушением требований законодательства. Объемы незаконных рубок в широком смысле могут быть гораздо большими — например, львиная доля санитарных рубок при внимательном изучении может оказаться незаконной, а это еще десятки миллионов кубометров в год.

http://www.forestforum.ru/