РИА Новости приводит слова руководителя Рослесхоза И.В.Валентика, сказанные на климатической конференции во Франции: «Площадь российских лесов не падает, а увеличивается. С 1993 года она увеличилась на 79 миллионов гектаров за счет нескольких факторов: вырубается далеко не всё, что прирастает, плюс на каждый вырубленный миллион гектаров в текущем году восстанавливается 800 тысяч» (ссылка).
Ранее о росте площадей лесов в России и о важном климатическом значении этого роста заявил специальный представитель Президента РФ по вопросам климата А.И.Бедрицкий: «В России в целом наблюдается положительная динамика площади лесов. За последние 60 лет общая площадь лесопокрытых земель увеличилась на 17 % и в 2014 г. составила 770,6 млн. га» (ссылка).
Эти утверждения весьма условны, поскольку полностью сравнимых официальных данных о площадях российских лесов нет ни за последние 22 года, ни за последние 60 лет; кроме того, в России есть по меньшей мере несколько десятков миллионов гектаров неучтенных лесов (главным образом спонтанно образовавшихся лесов на заброшенных землях сельхозназначения), по которым официальных данных нет никаких вообще.
Но утверждения о таких масштабах увеличения площадей российских лесов на несколько десятков миллионов гектаров за последнюю четверть века на международном уровне (например, применительно к Рамочной конвенции ООН об изменении климата) могут вызвать некоторое непонимание — независимо от того, насколько эти утверждения соответствуют действительности. Связано это с тем, что в прошлом наши лесные власти заявляли о примерно на порядок меньших темпах изменения площадей российских лесов.
Например, в только что опубликованном докладе о состоянии лесов мира (Global Forest Resources Assessment 2015) приводятся такие данные об изменении площадей леса в России за последнюю четверть века: в 1990 году — 808 950 тыс. га, в 2015 году — 814 931 тыс. га, причем эти данные основываются на запросах к странам-участницам (ссылка).
Получается, что площадь лесов в России по этим данным увеличилась за последние 25 лет всего на шесть миллионов гектаров, или на 0,7%. На этом фоне утверждение о том, что за последние 22 года площадь лесов России увеличилась на 79 миллионов гектаров, выглядит несколько странно, да и что за 60 лет она увеличилась на 17% — тоже.
С учетом того, что средняя давность материалов лесоустройства по России (традиционного источника официальных данных о лесах) сейчас составляет около двадцати лет, а попытка создать систему государственной инвентаризации лесов (новый источник данных о лесах) полностью провалилась — такое несовпадение данных неудивительно. Достоверных сведениях о лесах России сейчас нет, а сведения, взятые из ненадежных источников (например, «с потолка», «от балды» или «из АИС ГЛР»), разумеется, могут сильно различаться.
Поскольку Российская Федерация собирается взять на себя определенные обязательства в области предотвращения неблагоприятных изменений климата, и рассчитывает выполнить их с учетом климатической роли лесов и лесного хозяйства (об этом уже заявили практически все высокие должностные лица, от которых зависит принятие соответствующих решений) — организация достоверного учета лесов и их изменений становится делом первой необходимости.
В связи с этим представляется очевидным, что органам управления лесами федерального уровня (Минприроды, Рослесхозу или их наследникам) придется срочно закрывать провалившиеся лесоучетные проекты федерального уровня — АИС «Государственный лесной реестр» и Государственную инвентаризацию лесов в нынешнем исполнении, и придумывать какой-нибудь работающий способ достоверно учесть леса страны в обозримом будущем.