Сомневаюсь, что мои мысли Вам надо, но с другой стороны, они ни к чему и не обязывают, а вдруг пригодятся. Интереса к этой теме прямо сейчас нет, т.к. пока кажется, будто жареный петух именно сюда еще не клюнул. Однако, весть личный опыт мне подсказывает, пресловутый петух уже не только изготовился, но даже и клюет! Только пока его удары робки в сравнении с прочими текущими проблемами. Уверен, и дефициту профессиональных лесных кадров вскорости придет очередь.
Суть проблемы (как я ее вижу). До 2006 года было лесное хозяйство, как часть экономики большой страны. Были трудовые коллективы с традициями, которые были способны переварить кого угодно, пусть малыми группами, но в любых количествах. Будь новичок даже особенным выпускником Питерского лестеха образца 90-х годов, шансов так и остаться неграмотным, попав в коллектив лесхоза, не было. Реформаторский зуд, а иной причины для смены парадигмы лесных отношений и не было, резко сократил и функции, и штаты государственных лесников. Надо сказать спасибо, лесорубы воспользовались халявой и наиболее грамотных трудоустроили у себя. В лесничествах не осталось и десятой части подготовленных еще в СССР специалистов. Одновременно с штатной численностью, до нельзя сократилась скамейка запасных, для подбора кадров управляющих лесами на местах. Сломана действовавшая до того система: лесной поселок → сельская школа → лесной вуз → молодой специалист → ответственный работник лесхоза → руководитель органа управления лесами.
Нынешний лесной дефицит кадров никак не меньше дефицита врачей в районных больницах. Только молодым бюджетным врачам есть преференции, а не менее начинающим и столь же бюджетным лесникам, разве что часть морского зверя из-за печки покажут, вместо помощи в обустройстве. Вывод: старики уходят, молодых и нету, да и не зовет их никто. Молодежь нынче на самоопределении. Школу окончил — на все готов и никому не нужен. Далее… Вакансии лесников заполняются из наличия, т.е. теми, кто под руку попался. Бывает, напрочь не обладающие компетенциями в лесоводстве, становятся во главе лесоуправления. И они же потом оценивают компетенции окружающего персонала. В СССР был анекдот, где прапорщик получал вопрос от рядового — «А летают ли крокодилы?», и отвечал сообразно мнению комполка — «Обычно не летают, однако нет, нет, да и взлетят, но только вечерами, и низенько, низенько». Нынче пришла очередь на такие вопросы отвечать лесным инспекторам да районным судьям. Суды, разбирая профессиональные лесопользовательские споры, не вдаются в детали и не обладают своими собственными знаниями в области деталей лесного законодательства. Суду все равно, оставлен штабель на лесосеке, или специально создан на промскладе для выстилки дороги. Решения принимаются с оглядкой на лесничества, а там «крокодилы уверенно на крыло встали»…
Современные условия организации лесуправления и лесопользования постоянно меняются. Лесная власть при этом, видимо-очевидно, загнана под плинтус. Рулить берутся любые посторонние и неграмотные. Тут вам и казаки и народный фронт, всякий другой политикан, кому нужен прежде всего пиар. Вот газ, нефть из труб воруют, а янтарь прям из земли тащат. И что-то не слышно про казачье там участие. Неужели в государственных креслах люди думают, что воровство леса в масштабах миллиона и более кубометров, исполняется персонажами наподобие трамвайных карманников??
Лесной Кодекс весть в заплатах, а нормативка в движении. Изменения каждый понимает в свой нос. Я вот сам себе не могу ответить, «для чего и в каких целях нынче осуществляется лесное хозяйствование?». На ум приходит разве что жлобское — «отчета ради».
Общий вывод. В сложившихся условиях незнамо как, но удерживается текущая ситуация. Полагаю, сильное спасительное влияние имеет инерция. А как же развитие и интенсификация лесопользования?! Экстенсивная модель себя еще вчера исчерпала, но по факту не только сохраняется, но и доминирует. И кто на местах будет способен исполнять любые, самые передовые и перспективные решения? Получается, за суматохой, что выдается нам за деятельность, так беспросветно и будем сидеть в ряду лесных аутсайдеров. Доживем до полной любви и опять немцев-иноземцев начнем звать на распорядки? Еще без малого 1000 назад Нестором написано «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». 20 поколений порядка нет, и надо полагать, он быстро не возникнет. Причин к тому не видать, а потому торопиться нет нужды. Но ведь и просто ждать лучшего бессмысленно. Да, надо исходить из реалий. Тот кадровый состав, который имеется, он самый наилучший, из возможного набора на текущий момент. Людям надо помочь, а штат целенаправленно формировать. Других ждать нечего, а если оставить все как есть, т.е. кадровую политику сохранить на вялый самотек, будет еще хуже, это уж так водится.
Предложения
1. Надо системно и систематически учить имеющийся персонал. Нужна многоуровневая система подготовки кадров. Многоуровневая она, потому что обучать надо людей с разной степенью профпригодности, разного опыта и базовых знаний. Одному надо фактически ликбез, а другому достаточно показать, что почву под лесные культуры можно готовить не только ПКЛом. Одному знания надо получать с нуля, а другому лишь осовременивать. Пушкинский ИПК и иже с ним — здесь ровно капля в море. Тех средств, что сейчас выделяет бюджет, явно недостаточно. Иначе не нарастала бы безграмотность. До того, чтобы повышать знания в ИПК, их надо иметь. Задачу ИПК вижу в том, чтобы периодически собирать вместе грамотных и руководящих лесников с разных регионов, чтобы он могли оценить друг дружку, обменяться опытом и отточить свое мастерство в соответствии с колебаниями требований генеральной линии Рослесхоза.
Обучать надо тех, кто в лесничествах уже есть и тех, кто рядом проживает, хотел бы работать, но спецобразования не имеет. Ликбез и проверку знаний, в части обучения штатных работников, надо устраивать на уровне субъектов РФ. А вот что касаемо программ и методик для такого обучения, равно как формально базовые требования к обучающей организации и возможно даже ее аккредитация, здесь роль лесного ИПК ведущая. Представляется такой порядок. Рослесхоз заказчик — владелец программ и методик. Лесные ИПК, исполнители работ по созданию методик и обучающих программ, с обязательством их своевременной текущей актуализации. Лучшие методики отобрать и принять к исполнению. Субъект РФ самостоятельно определяет-назначает-выбирает исполнителя обучения. И не какую-нибудь свою карманно-липовую фирму, а техникум или ВУЗ с гослицензией. Так, чтобы справка о здоровье, приемная и экзаменационная комиссии, документ о получении специального образования, все чтоб было. Обучение платное и заочное. Платит обучающийся сам, либо берет кредит под гарантии субъекта РФ, либо может быть направлен на учебу местной службой занятости. Здесь возникает договор на оплату обучения между субъектом РФ и абитуриентом. Срок кредита должен быть на три года больше срока обучения. Срок обучения сжать к минимально возможному, практиковать экстерн. Успешным ученикам-работникам субъект РФ оплачивает % по кредиту. Быть работающим или состоять на учете безработных, для абитуриента обязательно, работать именно в лесничестве на момент обучения не обязательно. Так можно предварительно обучить военнослужащих предпенсионного возраста с гарантией трудоустройства. Еще до того, как они уволятся в запас.
2 Бюджетные деньги в лесных ВУЗах и тратят, и всегда тратили, попусту. Из моей группы выпускников МЛТИ 1987 года только двое оказались в лесу. И это несмотря на тогдашнюю систему распределения. В нынче оставшихся лесных ВУЗах на бюджетное обучение надо принимать студентов только под заказ Рослесхоза. Иначе первокурсники-лесники на бюджетные места тоже могут быть набраны, и даже вполне возможно из числа более подготовленных абитуриентов, но в итоге-то таком выпустятся бесполезные для лесничеств специалисты. Предполагаю, субъекты РФ загодя формируют списки по своей потребности молодых специалистов. Рослесхоз распределяет обезличенную потребность обучения между ВУЗами. Он же в этом случае и платит за обучение. Каждый претендент на бюджетное образование должен предоставить в ВУЗ личное направление на обучение установленного образца от лесничества или субъекта РФ. Кстати, ВУЗ может быть не обязательно лесным. Это могут быть и летнабы, и пожарные-спасатели. Тогда обучение выйдет комбинированным, часть в одном ВУЗе, а часть в другом. Давая направление, лесничество или субъект РФ заключают с абитуриентом договор установленного Рослесхозом образца. Таковой договор должен гарантировать выпускнику работу и социальный пакет, включая жилье.
3. Обучение и повышение квалификации нужно настоящее. Нельзя успешно управлять лесом, не зная: лесного пожаротушения, организации контроля за лесопользованием, таксации леса, учета древесины, учета лесного фонда, лесоустройства, организации создания и содержания лесной инфраструктуры, лесоводства, древесиноведения, лесной энтомологияи, лесной санитарии, основ и принципов взаимоотношений участников лесных отношений, лесного и смежного законодательств во всех кодексах, прав и обязанности различных должностных лиц в современном лесоуправлении… Список не закрыт.
Обучение необходимо с установленной периодичностью и для вновь прибывших необученных, и для кадровых работников, равно как и в связи с изменениями значимых обстоятельств лесопользования. Проблема велика и явно превышает мои скромные аналитические способности.
4 Соцпакет и статус лесника в обществе. Жилье основная проблема для любого нового сотрудника. Все серьезные государевы службы, как то: госаппарат, армия, полиция, МЧС, медицина решают жилищные проблемы своего персонала. МПР в лице Рослесхоза, на эту тему молчит, будто проблемы и нет. Хотя именно лесники имеют собственный и вполне успешный опыт решения жилищной проблемы. Прежде надо было людям жилье — строили лесные кордоны. Предлагаю этот опыт вспомнить, но не воспроизводить буквально. Юридический статус лесного кордона, как места для проживания лесников, восстановить. Одновременно, таковой кордон может быть и ПХС нижнего уровня. А то целые деревни горят, тушить избы инвентаря нету. Земля лесная у нас есть, от постройки кордонов ее не убудет. Напротив, будет кому на этой земле работать. Дополнительно, разрешить строить кордоны на землях промышленности и поселений, с переводом их в земли поселений. Утвердить типовой проект усадьбы кордона. Определить места застройки, темпы строительства, выбрать подрядчика и вперед. Пример Г.Стерлигова и его сторонников-последователей доказывает наличие тяги человека к природе. Только мы эту самую тягу не развиваем и не стимулируем. Это затратно, но без жилья кадров не будет. Сама собой проблема не рассосется. При наших лесных площадях, стране нужны профессиональные лесные люди, жизнь посвящающие лесу. Если хотите, то каста лесников. Такая, чтобы лесные династии ценились и культивировались подобно офицерским. Не будет в стране толку от лесов, когда лесников нету. Нынче государство помогает льготной ипотекой и вовсе не государевым людям, просто гражданам. Так почему бы государству в тех же рамках не помочь и людям и самому себе одновременно. Кордон выдавать в пользование под ключ. С коммуникациями и отоплением. Приватизацию кордонов разрешить по выслуге очень большого числа лет или с выкупом, через ту же ипотеку. Но так, чтобы с прекращением трудовых отношений не по вине работника (болезнь, смерть, пенсия), его семья не оказалась на улице.
5. Юридическая консультация. Это то, что нужно было уже вчера. Форма ответов на сайте Рослесхоза — хорошо, но не вполне именно то, что нужно. Во-первых, ответ не содержит текста вопроса и неизвестно понят ли он вопрошавшим. Во-вторых, ответ не предполагает каких-либо последствий и смело игнорируется всеми сторонами лесных отношений. В-третьих, сервис не пользуется популярностью, т.к. имеются два пункта выше, но очевидно требует затрат на модерацию.
Предлагаю собирать вопросы на платформе лесного форума Гринпис.
Во-первых, там уже есть и широкая аудитория лесников и модерация.
Во-вторых, там же могут быть отсеяны только вызывающие интерес лесного сообщества, а значит актуальные вопросы.
В-третьих, всякий задающий — получив ответ, может развить и улучшить свой вопрос, ведь часто бывает — какого качества вопрос, таков и ответ. Беседа в форме вопрос-ответ, не предполагает свободного доступа форумчан. Всем третьим лицам доступно лишь чтение, дискуссия тут неуместна. На странице сайта Рослесхоза надо бы выкладывать результаты консультаций. Обязательные к исполнению распоряжения-рекомендации, и то если только Рослсхоз сочтет таковое юридически возможным. Это уже получается нормативно-правовой акт, стоящий на уровне дополнения к ранее изданным приказам.
В-четвертых, форум Гринпис может обеспечить обратную связь, когда участник форума объявляет о местном самоуправстве, или иных действиях вопреки опубликованным распоряжениям.
В-пятых, можно бы дать платформе право эксперта, или еще лучше право законодательной инициативы. При наборе определенного числа подписей под проектом закона, из зарегистрированных на сайте лесников, закон получал бы одобрение-неодобрение и двигался бы с этой общественной оценкой далее в Думу и Правительство. Меньше было бы законов о валежнике.
Таковая консультация разгрузит суды, обеспечит одинаковое прочтение и равное соблюдение норм, всеми участниками лесных отношений, и главное снизит конфликтность лесопользования.
6. Общественная лесная инспекция. Зарегистрироваться через интернет кандидатом в общественные инспекторы, должно быть возможным любому гражданину РФ в тех лесничествах, где это самим лесникам необходимо. Стать полноправным общественным инспектором можно только после прохождения специального теста на сайте Рослесхоза и последующей сдачи экзамена в лесничестве. Каждому такому инспектору назначается испытательный срок и куратор из лесничества на тот же период. На основе, успешного прохождения тестов и характеристики-ручательства от курировавшего работника лесничества, субъект РФ выдает кандидату удостоверение общественного инспектора. Права общественного инспектора должны быть близки к правам инспектора штатного. Находясь на землях лесного фонда, общественный инспектор состоит при исполнении и пользуется равной госзащитой с инспектором штатным. Субъекты РФ, пораженные воровством и (или) пожарами лесными, обязаны организовать материальную поддержку общественников. Например, оплачивать часть ГСМ на личный транспорт, обеспечивать дровами и… им на местах виднее, как поддержать полезных людей. Число внештатных инспекторов вполне может быть плановым. И служить мерой уровня поддержки действий субъекта РФ со стороны населения.
Ps планировал уложиться на страничку, но уж больно широка тема. На этом останавливаюсь и благодарю Вас за внимание.
А.Ю.Французов