Экспертное заключение профессора В.Н.Петрова на законопроект депутата Н.П.Николаева о внесении изменений в Лесной кодекс РФ

21 апреля 2020 года председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П.Николаев направил в Правительство РФ законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины». Законопроект предусматривает внесение в Лесной кодекс многочисленных поправок, связанных не только с оборотом древесины, но и с оцифровкой документации, тушением лесных пожаров, пребыванием граждан в лесах, интенсификацией надзорной деятельности, увеличением штрафов и т.д. С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь:

Рослесхоз, Минприроды и Госдума готовят большие поправки к Лесному кодексу — про расширение ЕГАИС, тушение пожаров арендаторами и многое другое

Ниже приводится экспертное заключение профессора В.Н.Петрова на этот законопроект.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

проф., д.э.н. Петрова В.Н., СПбГЛТУ им. С.М.Кирова

на проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины»

Представленный проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины» (далее – проект закона) не имеет связи с регулированием лесных отношений, а соответственно выходит за границы действия лесного законодательства, размывая его границы.

Традиционно, российское лесное законодательство регулировало и регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Практически все нормы проекта закона направлены на усиление кабинетного контроля и надзора за имущественными отношениями, связанными с оборотом древесины (перевозка, переработка, хранение древесины, совершение операций по выгрузке, погрузке древесины, учет сделок с древесиной), что регулируется гражданским законодательством.

Исключение составляют нормы проекта закона, связанные с регулированием лесных отношений в области охраны лесов от пожаров и предоставления лесных участков в пользование.

Проект закона возлагает новые обязанности по обеспечению выполнения мероприятий по тушению лесного пожара, (за исключением выполнения взрывных работ и искусственному вызыванию осадков) на арендаторов лесных участков или землепользователей, а в границах сервитута, публичного сервитута — на обладателей сервитута, публичного сервитута, но не дает никаких новых преимуществ.

Предложенная конструкция в виде новых обязанностей арендаторов лесных участков по обеспечению мероприятий по тушению лесных пожаров содержит юридико-лингвистическую неопределенность, порождает разночтение и, как следствие, ряд вопросов, например, кто обязан тушить лесные пожары на арендованных лесных участках, кто несет ответственность за ущерб от лесного пожара? Обеспечить мероприятия по тушению лесного пожара и осуществить его тушение — это не одно и тоже.

Если возложить обязанность по тушению лесных пожаров на арендаторов лесных участков или землепользователей, а в границах сервитута, публичного сервитута – на обладателей сервитута, публичного сервитута, то у перечисленных участников лесных отношений возникнут значительные дополнительные затраты, связанные как с увеличением численности сотрудников, так и с обучением части постоянного персонала по получению ими новой квалификации «лесной пожарный» (см. профессиональный стандарт Лесной пожарный, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.04.2018 № 246). Сезонный характер возникновения лесных пожаров и необходимость круглогодичного содержания в штате компаний лесных пожарных, приведет к нерациональному расходованию денежных их средств.

Большинство арендаторов лесных участков не имеют специальной лесопожарной техники и оборудования. Приобретение спецтехники, содержание и обслуживание будет связано с большими единовременными и текущими затратами для арендаторов лесных участков.

Большинство лесозаготовителей — это средние и мелкие арендаторы лесных участков, рентабельность лесозаготовок у которых не превышает 3-5%. Возложение на них дополнительных затрат, связанных с обеспечением выполнения мероприятий по тушению лесного пожара, (за исключением выполнение взрывных работ и искусственному вызыванию осадков) приведет к их полной остановке, закрытию и отказу от аренды лесных участков. В таком случае у органов государственной власти субъектов РФ возникнут организационные и экономические проблемы по охране лесов от пожаров на освободившихся лесных участках.

Большинство предложений проекта закона направлены на оцифровку существующих разрешительных и отчетных документов и создание новых:

по использованию лесов в электронном виде в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней;

по введению электронной формы сопроводительного документа на перевозку древесины с регистрацией его в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней;

по регистрации в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней лесных складов, объектов переработки древесины;

по совершению сделок с древесиной только в электронном виде в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней;

по созданию системы федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.

Все вышеперечисленные новеллы проекта закона никак не повлияют на результаты охраны лесов от лесонарушений и не повысят достоверность данных открытого цифрового геоинформационного ресурса, но приведут к росту непроизводительных затрат добросовестных лесопользователей и трудоемкости работ органов государственной власти субъектов РФ и дополнительным бюджетным расходам.

К положительным сторонам проекта закона можно отнести введение запрета нахождения в лесу граждан с машинами или оборудованием, предназначенным для заготовки и вывозки древесины, без разрешительных документов.

Считаю избыточной и малоэффективной норму проекта закона, вводящую новую форму систематического наблюдения за соблюдением лесного законодательства как административное обследование лесов. Новая функция по административному обследованию лесов приведет к дополнительным бюджетным расходам, а существующая устаревшая информация о качественных и количественных показателях лесов не позволит проводить качественный анализ и делать достоверную оценку о необходимости осуществления проверок, что не позволит оперативно реагировать на нарушения лесного законодательства и принимать адекватные меры.

Проект закона обязывает арендаторов лесных участков ставить на баланс материально-технические запасы сырья (древесины) с момента их заготовки на лесосеке, производить учёт списания древесины в отходы в местах ее переработки. В условиях современной организации лесопользования, переработки древесины, точности пооперационного учета древесины и образующихся отходов производства, требования проекта закона являются трудновыполнимыми и обременительными для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в лесном комплексе, искусственно создавая коррупционные риски.

Вывод: проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины» не может быть одобрен.

Заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ им. С.М.Кирова

В.Н.Петров

03.06.2020

http://www.forestforum.ru/