В черные книги Федеральной антимонопольной службы России (сборники антиконкурентных региональных практик, издаваемые с 2016 года) попали органы управления лесами Архангельской и Ленинградской областей, а также Республики Бурятия. В черную книгу 2016 года (содержащую случаи 2015 года) органы управления лесами не попали, в четную книгу 2017 года (содержащую случаи 2016 года) попало Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, а в черную книгу 2018 года (содержащую случаи 2017 года) — Республиканское агентство лесного хозяйства Бурятии и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Ссылка:
Черная книга антиконкурентных региональных практик
К сожалению, в черных книгах ФАС нет информации о федеральных антиконкурентных практиках (иначе Рослесхоз с подведомственными учреждениями явно мог бы претендовать в них на одно из самых почетных мест), а информация о региональных антиконкурентных практиках имеет скорее выборочный характер — кто попался и не смог отбиться, тот и попал в черные книги. Тем не менее, даже отдельные случаи, описанные в этих книгах, весьма интересны.
Ниже приводится содержание соответствующих этим органам управления лесами разделов черных книг ФАС.
Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления. Республиканское агентство лесного хозяйства Бурятии (далее – Агентство).
№ и дата акта или дата совершенного действия. Заключение в 2016 – 2017 гг. без торгов специально созданными Агентством автономными учреждениями (АУ) договоров подряда для выполнения работ (проведения мероприятий) по охране, защите и воспроизводству лесов, финансируемых исключительно из средств государственного бюджета, с последующей продажей подрядчикам в приоритетном порядке древесины, полученной в результате обработки, на основании государственных заданий, утвержденных приказами Агентства (от 30.12.2015 № 1214 – на 2016 год, от 29.12.2016 № 1243 — 2017 г.).
Краткое содержание акта или действия. Для осуществления деятельности по охране, защите и воспроизводству лесов Агентством созданы несколько АУ Республики Бурятия, в том числе «Байкальский лесхоз», «Кикинский лесхоз», «Прибайкальский лесхоз». Данным АУ для выполнения работ (проведения мероприятий) по охране, защите и воспроизводству лесов, финансируемых исключительно из средств государственного бюджета, Агентство ежегодно утверждает приказами государственное задание. Для выполнения утверждаемых Агентством государственных заданий АУ привлекали сторонних подрядчиков. Поскольку работы включают валку деревьев, обрубку сучьев, очистку мест рубки, одновременно с договорами подряда лесхозы заключали с исполнителями договоры купли-продажи лесопродукции.
Отрицательный эффект (последствие) акта или действия для конкуренции. Указанные действия Агентства ограничивали конкуренцию вследствие предоставления отдельным хозяйствующим субъектам возможности исполнения подрядных работ, а также закупа древесины в приоритетном порядке в отсутствие необходимости участия в торгах. Выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, поэтому выбор подрядчика и последующее заключение с ним договора купли-продажи должно осуществляться на конкурентной основе.
Меры антимонопольного реагирования. Согласно выданному Бурятским УФАС России предупреждению от 17.08.2017 в срок до 25.09.2017 Агентству необходимо было обеспечить закупку работ по охране, защите, воспроизводству лесов по предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) процедуре, либо выдать поручение о самостоятельном исполнении работ подведомственными учреждениями. Предупреждение исполнено. Издан приказ Агентства от 19.09.2017 № 738 о мерах по недопущению нарушений антимонопольного законодательства, соответствующий требованиям предупреждения.
Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет).
№ и дата акта или дата совершенного действия. Действия по размещению 15.01.2016 на сайте http://www.tоrgi.ru извещения № 150116/0543402/01 о проведении Комитетом (Организатор торгов) 24.02.2016 открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков в Подпорожском районе Ленинградской области площадью 11 тыс. га сроком на 49 лет с целью заготовки древесины по 5 лотам. 24.02.2016 аукцион был проведен. По результатам проведения аукциона составлен Протокол от 24.02.2016 № 2-2016 (далее — Протокол).
Краткое содержание акта или действия. На торги 24.02.2016 были выставлены отдельными лотами лесные участки, не прошедшие государственный кадастровый учет, но находящиеся в границах единого лесного массива. Из извещения о проведении аукциона следует, что лоты № 1–№4 имеют одинаковый кадастровый номер, при этом в скобках указаны части лесного участка. В тексте Протокола записано, что в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион по лоту № 1 признан несостоявшимся. В связи с этим ОАО «Лесплитинвест» как единственный допущенный участник аукциона в срок, установленный аукционной документацией, обязан заключить договор аренды лесного участка по лоту № 1 сроком на 49 лет.
Отрицательный эффект (последствие) акта или действия для конкуренции. Организатор торгов не имел права выставлять на аукцион отдельными лотами лесной участок, имеющий один кадастровый номер. Для продажи участка по частям необходимо было провести размежевание участка, а затем поставить на кадастровый учет каждую из его частей. Торги были проведены с нарушением Лесного кодекса Российской Федерации, в результате чего к аукциону неправомерно не были допущены несколько компаний, что привело к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Меры антимонопольного реагирования. Ленинградским УФАС России в период с 22.02.2016 по 02.03.2016 года рассмотрено 7 жалоб на действия организатора торгов. 4 жалобы признаны обоснованными. 09.03.2016 в результате рассмотрения по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции одной из жалоб, признанной обоснованной, Комиссией Ленинградского УФАС России принято решение по делу № Р/04/13 о нарушении процедуры торгов (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации). Организатору торгов выдано предписание от 09.03.2016 со сроком исполнения 25.03.2016 об аннулировании открытого аукциона по Лотам № 1-4. 25.03.2016 от Комитета поступила информация об исполнении предписания. Вместе с тем решение и предписание были обжалованы Организатором торгов в судебном порядке. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 30.06.2016 по делу № А56-21701/2016, оставленным в силе постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016, решение и предписание Ленинградского УФАС России от 09.03.2016 признаны недействительными. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.02.2017 данные судебные акты отменены, решение и предписание признаны законными. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 № 307-КГ17-6290 отказано в передаче жалобы Комитета о рассмотрении дела Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, при рассмотрении жалобы другого участника торгов решением Ленинградского УФАС России от 09.03.2016 по делу № Р/04/15 установлено, что он неправомерно не допущен к участию в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды лестных участков по лоту № 1. Организатор торгов своими действиями допустил нарушение порядка определения победителя аукциона. Данное решение также обжаловано в судебном порядке (дело № А56 -30494/2016) и признано судами всех инстанций законным и обоснованным. На запрос Ленинградского УФАС России от 11.08.2016 Комитет представил письмо от 15.08.2016 о том, что договор с ОАО «Лесплитинвест» не заключен. При этом Управление Росреестра по Ленинградской области по запросу УФАС России представило информацию о заключении договора и сам договор. Таким образом, несмотря на то, что формально аукцион был аннулирован 25.03.2016 Комитетом 08.08.2016 заключен Договор аренды лесного участка сроком на 49 лет с ОАО «Лесплитинвест» на основании Протокола (Протокол также должен был быть отменен в результате аннулирования торгов). УФАС России подан иск в Арбитражный суд Санкт — Петербурга и Ленинградской области о признании недействительным открытого аукциона и о расторжении договора аренды, заключенного с победителем данных торгов. Решением от 22.08.2017 требования удовлетворены в полном объеме (дело № А56-8031/2017). Тринадцатый арбитражный апелляционный суд на заседании 22.11.2017 постановил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017 по делу № А56-8031/2017 изменить, дополнив резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: «Применить последствия недействительности торгов и договора путем прекращения действия этого договора на будущее время».
Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
№ и дата акта или дата совершенного действия. Действия по установлению для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков в 2012-2015 гг. различного порядка определения размера арендной платы путем установления различных величин коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы (1,35;1,5;1,7).
Краткое содержание акта или действия. Между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, от 08.05.2015 № 1805. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта установлен 1,7; между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, от 29.05.2015 № 1807. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта установлен 1,35. Соглашение о взаимодействии было заключено правительством Архангельской области и ОАО «Группа Илим», которое было освобождено от уплаты коэффициента превышения. В 2015 году в связи с подписанием соглашений с правительством Архангельской области ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», ОАО «Группа Илим» были полностью освобождены от уплаты коэффициента превышения, для ЗАО «Лесозавод 25» коэффициент был снижен до 1,28, для ООО «Поморский лесной технопарк » до 1,5157, 1,42, 1,3889, для ОАО «АЦБК» до 1,14, 1,28, 1,2.
Отрицательный эффект (последствие) акта или действия для конкуренции. Лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, для которых коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы договором аренды установлен в размере 1,35, созданы преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, для которых такой коэффициент установлен договором аренды в размере 1,7. Кроме того, создаются дискриминационные условия при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов для отдельных лиц.
Меры антимонопольного реагирования. Архангельское УФАС России возбудило дело от 31.12.2015 № 73-15 в отношении министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принято решение о наличии нарушения Выдано предписание от 31.12.2015 № 05-03/7391 о прекращении в срок до 20.04.2016 нарушения антимонопольного законодательства Исполнение предписания было приостановлено до вступления решения Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-3942/2016 в законную силу. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016, в удовлетворении требований о признании незаконными решения и предписания было отказано. В кассационном порядке решение и предписание не оспаривались. Письмами от 09.12.2016 № 204-04/9977, от 29.12.2016 № 204-11/10347 министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области сообщило, что во исполнение предписания в адрес арендаторов были направлены соглашения о внесении изменений и дополнений в договоры аренды лесных участков. С учетом указанных соглашений по всем договорам аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов устанавливается единый коэффициент превышения в размере 1,35. Формально предписание является исполненным. Вместе с тем Архангельское УФАС России, полагая, что установление коэффициент а превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, может свидетельствовать о несоблюдении министерством требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», направило материалы в Прокуратуру Архангельской области для принятия в случае необходимости мер прокурорского реагирования.